Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гендерный подход к художественному творчеству
Многочисленные дискуссии, которые ведутся на тему: «Является ли творчество привилегией мужчины?» в настоящее время имеют тенденцию переходить в русло обсуждения не биологических, а гендерных, т. е. социально сконструированных различий, которые в течение веков удерживали женщину от занятия какой-либо социально значимой деятельностью, в том числе и творческой. Традиционно в западной культуре слово «творец» ассоциируется с мужским началом. Сам принцип творения наделяется маскулинными чертами - Бог творит землю и человека, оставляя женщине вторичное место. Однако, если мы выйдем за рамки традиционного «патриархального» мировоззрения и обратимся к архаичным пластам культуры, то увидим, что существуют и другие модели построения картины мира. В древних культурах, таких как минойская или критская, женщине придается первичный или равный с мужчинами статус в созидательном процессе. Богини в мифологиях этих цивилизаций имеют самостоятельный статус, но в ходе истории этот статус изменяется - они становятся женами мужских божеств, которые подвижное пространство, пронизанное линями различий. Эти различия не перестают отграничивать «женское» от «мужского», но и не закрепляют их как незыблемые противоположности. Женское творчество заняло свое место в этом новом культурном пространстве, пройдя через сложный процесс самоутверждения, и вскоре сможет говорить собственным голосом, не ощущая прежней враждебности и не поддаваясь необходимости маскироваться под «мужской взгляд». Вопросы для самопроверки 1. Каковы взгляды классиков наук об обществе на проблему женских и мужских ролей в культуре и обществе? 2. В чем заключается вклад феминистской теории в развитие гендерных исследований? 3. Как переосмыслено соотношение понятий «пол» и «гендер» в современных исследованиях? 4. Раскройте изменения в соотношении гендерных ролей в современной художественной культуре. Литература 1. Антология гендерной теории. Минск, 2000. 2. Барт Р. Писательство и деторождение // Барт Р. Мифологии. М., 1996. 3. Бовуар С. де. Второй пол. СПб., 1997. 4. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000. 5. Жеребкина И. Феминистская литературная критика // Введение в гендерные исследования. Ч. 1. СПб., 2001. 6. Каменецкая Н. Ю., Юрасовская Н. М. Искусство женского рода // Искусство женского рода. Женщины-художницы в России XIX-XX вв. М., 2002. 7. Лауретис Т. де. В Зазеркалье: женщина, кино и язык // Введение в гендерные исследования. Ч.2. СПб., 2001. 8. Пол. Гендер. Культура. М., 1999. 9. Сиксу Э. Хохот Медузы // Введение в гендерные исследования. Ч.2. СПб., 2001. 10. Феминизм: Проза, мемуары, письма. М., 1992. 11. Bullough V. L The Subordinate Sex. A History of Attitudes towards Women. N.Y., 1974. 12. Butler J. Gender Trouble. N.Y., 1990. 13. Delphy Ch. Close to Home: A Materialist Analysis of Women's Oppression. L, 1984. 14. Doane M.A. Femmes Fatales. Feminism, Film Theory, Psychoanalysis. L; N.Y., 1989. 15. Carfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs, 1967. Ch.2. 16. Gender. A Sociological Reader. L; N.Y., 2002. 17. Hutcjeon L The Politics of Postmodernism. L; N.Y., 1991. 18. Kaplan E.A. Is the Gaze Male? // powers of Desire. The Politics of Sexuality. N.Y, 1983. 19. Klein V. The Feminine Character. L, 1946. 20. Lorber J. Paradoxes of Gender. N.Y, 1994. 21. Mulvey L Visual and Other Pleasures. Bloomington, 1989. 22. Oakley A. Sex, Gender and Society. L, 1972. 23. Pollock G. What's Wrong With the Images of Women? // Looking On: Images of Femininty in the Visual Arts and Media. L; N.Y, 1987. 24. Rubin G. The Traffic in Women // Toward an Anthropology of Women. N.Y, 1975. 25. Sanday P. R. Female Power and Male Dominance: On the Origins of sexual Inequality. Cambridge, 1981.
|