Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные механизмы функционирования культуры






Социальные механизмы функционирования культуры, ее поддержания, трансформации, передачи от поколения к поколению. Культура в целом, особенно современная, располагает большим арсеналом социоинформационных технологий, а также социальных институтов, выполняющих роль социального механизма по отношению к культуре. Первичным является характерный для традиционной народной культуры способ передачи в живом общении, т. е. в акте непосредственной коммуникации. Оставаясь основным для народной культуры (в данной работе она по определению — культура устной традиции), этот способ в современных направлениях дополняется, не всегда органично, разными формами фиксации культурного текста, использованием специальных технологий, методик обучения, что непосредственно влияет и на характер культурного текста, и на его место и роль в культурном пространстве советского и постсоветского общества.

Социальные функции культуры,

Социальные функции культуры, или роль культуры (а также ее отдельных областей) в интеграции общности (общества), в самоопределении и поддержании идентичности личности и в воспроизводстве и обновлении самой культуры, т. е. самоподдержании ее в «рабочем» состоянии (сохранение, трансформация, обновление - в зависимости от общих социальных и даже цивилизационных сдвигов). Анализ со-

потомкам в качестве народной культуры. Изложенный в данной статье концептуальный подход может быть реализован на разном материале.

Важным направлением изучения является традиционная культура, восходящая к историческому прошлому, которая в том или ином виде входит в современное поликультурное пространство российского общества. Она представлена разными видовыми и жанровыми разновидностями, и роль ее далеко не ограничивается почетным статусом культурного наследия, хотя эта роль и весьма важна.

Не менее важны для культуролога и разные формы более поздней внепрофессиональной культуры устной (непосредственно передаваемой) традиции, а также различные промежуточные субкультурные образования. Это области, связанные с бытовой культурной практикой, в частности, бытовой дизайн, песнетворчество, речетворчество, повествовательные и стихотворные жанры, иногда причудливым образом отражающие особенности современного массового сознания (часто - мифосознания) с ориентацией одновременно и на профессиональные, и на фольклорные традиции.

Особого внимания в наше время требует изучение народной культуры в связи со смежными областями: соотношение этнонационального и универсального в современной обыденной культуре в разных социальных средах; особенности промежуточных форм современной визуально-пластической культуры; художественная самодеятельность как эпифеномен народной культуры; любительская деятельность как одна из форм социального бытия народной культуры в современных условиях.

Вопросы для самопроверки

1. Какие аспекты анализа культуры принципиально важны для культуролога?

2. Каковы основные качества традиционной народной культуры в позиции культуролога?

3. Что такое традиционность и синкретизм в народной культуре?

4. Каковы сложившиеся в науке представления о фольклоре?

5. В чем заключаются особенности фольклорного культурного текста и его бытования, функционирования?

6. Какова роль традиционной культуры в историческом прошлом?

7. Как изменилась роль традиционной культуры в новое и новейшее время?

Литература

1. Богатырев П. Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

2. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. СПб., 1993.

3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994.

4. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

5. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1998 (статьи «Культурология», «Культурологические науки» и др.).

6. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2. СПб., 1998 (статьи «Фольклор», «Народная культура»).

7. Морфология культуры. Структура и динамика / Под ред. Э.А.Орловой. М., 1994.

8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М., 1983.

9. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

10. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991.


3.4. Массовая культура в контексте современных социальных процессов. Е. Н. Шапинская (д. филос. н., проф.)

Современный человек привык к разнообразию окружающих его вещей, продуктов, развлечений, зрелищ, средств передвижения, которые можно приобрести по более или менее доступной цене. На улице, у экрана телевизора, за чтением журнала мы окружены рекламой, которая призывает нас приобретать новую косметику и напитки, автомобили и мебель, модную одежду и билеты на концерт. Мы не задумываясь включаем телевизор или магнитофон, подключаемся к Интернету и выбираем компакт-диски и видеокассеты. Большой популярностью пользуется «потребление» культурных ценностей, небывалого размаха достиг культурный туризм, до такой степени, что стал угрожать безопасному существованию памятников архитектуры и искусства. Сотни тысяч людей посещают различные парки развлечений, Диснейлэнды, существующие сейчас во всех уголках земного шара. Что общего между всеми этими формами современной культуры? Можно ответить на этот вопрос так: все эти предметы, виды искусства, развлечения являются общедоступными и привлекательными для большинства людей, все они являются формами массовой, или, как чаще принято называть в западной литературе, популярной культуры.

Массовая культура к концу XX века стала не только важнейшим фактором современного социума, но и предметом теоретизирования в самых различных областях социогуманитарного знания. Поскольку сами традиционные академические дисциплины не находятся в неизменном состоянии - их рамки раздвигаются, растут междисциплинарные связи, появляются новые дисциплины и методы -

ки в машине. Но большинство людей в индустриальном обществе стремятся именно к потреблению стандартных произведений массовой культуры, так как популярная музыка и кино примиряют людей с их судьбой, давая возможность временно уйти от забот и тревог.

Несмотря на то что за последние полвека общество значительно изменилось, а с ним изменилась и его культура, многое из того, что тревожило мыслителей первой половины XX века, не потеряло своего значения и сегодня. Среди критических исследований наибольшую известность приобрела концепция Д. Макдональда, который противопоставляет две культуры: традиционную, или высокую, и массовую, производимую для рынка. Важнейшим качеством массовой культуры является ее легкодоступность, способность доставлять удовольствие без каких-либо усилий. Стандартизация производства обеспечивает необычайную плодовитость массовой культуры, которая представляет угрозу для культуры «высокой».

Основные положения критиков массовой культуры могут быть сформулированы таким образом:

 

Ø ► Массовая культура во всех ее формах является дешевым и доступным удовольствием для массовой публики, которая в условиях роста городов и разрушения традиционных ценностей нуждается в суррогатах.

Ø ► Массовая культура удовлетворяет ложные потребности людей, пришедшие на смену истинным потребностям в свободе и творчестве. Эти истинные ценности воплощены в великих произведениях культуры, ставших доступными лишь просвещенному меньшинству.

Ø ► Массовая культура поощряет релятивизм в эстетическом суждении, отсутствие единства в культурных стандартах, необходимого для утверждения ценности истинного искусства.

 

Глубокий анализ массовой культуры содержится в трудах ученых Франкфуртской школы - группы ученых, работавших в 20-30-е годы в Германии, а затем в США. Наиболее видные представители школы - Т. Адорно, М. Хоркхаймер, В. Беньямин, Г. Маркузе - во многом находились под влиянием идей марксизма, но критически их пересматривают. Т. Адорно и М. Хоркхаймер в работе «Диалектика просвещения» создают понятие «культуриндустрии», считая ее закономерной преемницей развития общества в эпоху

Просвещения. По мнению ученых, современное состояние общества и культуры - результат Просвещения, основанного на науке и рационализме, которые привели, в конечном итоге, к уничтожению человеческой свободы. В. Беньямин в своей работе «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости» исследует положение произведения искусства в эпоху массового производства и потребления. Изначально произведение искусства было связано с религией и ритуалом и приобрело ауру уникальности. В ходе истории искусство стало независимым от религии. Уже в эпоху Возрождения появляется светское искусство, которое, тем не менее, творит уникальные произведения. В эпоху фотографии, а затем и кинематографа, искусство теряет свою ауру, становясь бесконечно воспроизводимым, но тем самым доступнее для большего количества людей. Г. Маркузе в работе «Одномерный человек» пишет о скуке, которую порождает процветающее общество. Современный капитализм и его производственные силы умело манипулируют средствами коммуникации, чтобы создавать в человеке тривиальные материальные потребности. Этим ложным потребностям он противопоставляет потребности истинные - творчество, независимость, контроль над своей судьбой, участие в жизни демократического общества. Люди в массовом обществе удовлетворяют ложные потребности за счет истинных, так как не осознают их.

Работы ученых Франкфуртской школы по вопросам массовой культуры имели большое влияние как в свое время, так и до сих пор, раскрывая суть этого феномена, его связь с социальной и политической ситуацией в целом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал