Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рассмотрим понятие «культурная картина мира» более подробно.
Как уже отмечалось, позаимствовав понятие «картина мира» (и «картины мира») из философского и конкретно-научного знания, культурология внесла новые акценты в его истолкование, задала новые срезы в интерпретации данного понятия и в анализе процесса построения такого рода картин. Очевидно, культурная картина мира не является нерасчленимой целостностью, а должна складываться из различных слоев (частных картин мира), предполагающих существование обыденной картины мира, связанной с культурой повседневности: художественно-эмоциональной, языковой, научно-философской, религиозно-философской и т. д. Все они являются звеньями такого феномена как картина мира. Если философия искала онтологическую бытийную сущность картины мира, то культурология подчеркивает объектно-субъектную природу этого понятия. В основе самой идеи о картине мира лежит представление о неком единстве бытия. В письме выдающегося русского философа, богослова и ученого в области естественно-научного знания П.А.Флоренского, написанном 21 февраля 1937 года, за несколько месяцев до смерти, и подводящем итоги всей его многообразной интеллектуальной деятельности, очень точно отмечено: «Что я делал всю жизнь? - рассматривал мир как целое, как единую картину и реальность, но в каждый данный момент, или, точнее, на каждом этапе своей жизни, под определенным углом зрения. Я просматривал мировые соотношения на разрезе мира по определенному направлению, в определенной плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном этапе меня занимающему признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла другой и лишь обогащала. Отсюда непрестанная диалектичность мышления (смена плоскостей рассмотрения), при постоянной установке на мир как целое» (письмо приве- выявилось его культурологическое содержание, воплощенное в современном представлении о «культурной картине мира». Эвристическая ценность этого представления, которое все более активно разрабатывается в последнее время, далеко еще не полностью раскрыта, но уже сегодня можно говорить о важной методологической роли этого концепта. Несомненно, что понятие «культурная картина мира» должно стать одним из ключевых и в сфере культурологии, и в области социально-гуманитарного знания в целом. Вопросы для самопроверки 1. Может ли научная картина мира быть охарактеризована лишь как чувственный образ реальности? 2. Какова история культурологического осмысления и использования понятия «картина мира»? 3. В чем специфика культурологического понимания картины мира по сравнению с философским и частнонаучным? 4. Из каких слоев (частных картин мира) складывается культурная картина мира? 5. Чем продиктована необходимость теоретической проработки проблемы художественной картины мира, введения этого понятия в категориальный аппарат культурологии, философской и эстетической науки? 6. Приведите примеры интегративных идей в построении художественной картины мира. 7. Возможно ли построение художественной картины мира через исследование таких областей, как живопись, музыка, танец? 8. Какова специфика литературной картины мира? 9. Какой вклад внесен в исследование параметров литературной картины мира отечественными учеными? 10. Различаются ли литературные картины мира различных стран и народов? 11. Каково методологическое значение культурной картины мира в культурологии? Литература 1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. 2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. 3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. 4. Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. с франц. М., 1995. 5. Гуревич А. Я. Категория средневековой культуры. М., 1984. 6. Гуревич А. Я. Культура безмолвствующего большинства. М., 1991. 7. Данилова И. От Средних веков к Возрождению (Сложение художественной системы картины Кватроченто). М., 1975. 8. Иеродиакон Андроник (Трубачев). К столетию со дня рождения священника П. Флоренского // Богословские труды. 1992. №23. 9. Культурология: История мировой культуры / Г. С. Кнабе, И.В.Кондаков, Т.Ф.Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 2003. 10. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973. 11.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. 12. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. 13. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. 14. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. 1983. №7. 15. Михайлов А. В. Й. Хёйзинга в историографии культуры // Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. 16. Сепир Э. Язык. Пер. с англ. М.; Л., 1934. 17. Соколов К. Б. Картина мира и искусство в периоды социальных перемен. Социологический аспект перехода в истории культуры и художественная жизнь // Искусство в ситуации смены циклов. М.: Наука, 2002. 18. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 19. Хренов Н.А. Теория искусства в эпоху смены культурных циклов // Искусство в ситуации смены циклов. М.: Наука, 2002. 20. Хёйзинга Й. Homo ludens. M., 1992. 21. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. 22. Язык и наука конца XX века: Сб. статей / Под ред. акад. Ю.С.Степанова. М., 1995. 23. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Изд. 2. М., 1998. 24. Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. 1. Stuttgart, 1959. 3.2. Личность в контексте культурологического анализа. О. И. Горяинова (канд. филос. н., доц.)
|