Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медиатизированный характер постмодернистской культуры.
7. Медиатизированный характер постмодернистской культуры. Перестав быть просто передаточным механизмом, медиа стали основным средством культурного производства. С того времени, как М. Маклюэн дал свое знаменитое определение: «Медиа и есть содержание», стало принято считать, что каково бы ни было эксплицитное содержание медиа-сообщений, наибольшее влияние на современную культуры оказывает способ и форма их передачи. Мир действительности предстает в единственной реальности масс-медиа как мир симулякра, он расколот на множество эпизодов-драм, которые, переплетаясь, образуют новые симуляционные артефакты. Медиа, создавая реальность медиасобытий, перестали фиксировать историю, результатом чего становится размывание границ реальной истории, превращенной в зрелище. Вопросы для самопроверки 1. Каково взаимоотношение модернизма и постмодернизма? 2. Какие подходы к пониманию постмодернизма в историко-культурном процессе сформировались в современной науке? 3. Объясните суть понятий «децентрация», «детерриториализация» и «деконструкция»? 4. Раскройте суть понятия «симулякр» в понимании Ж. Бодрийяра. 5. Каковы основные черты постмодернизма, выделенные Ф. Джеймисоном? 6. Дайте характеристику основным методологическим направлениям, сложившимся в рамках идеологии постмодернизма. 7. Приведите примеры культурных практик постмодернизма в различных областях культуры. Литература 1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. 2. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000. 3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. 4. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990. 5. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. 6. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985. 7. Жак Деррида в Москве. М., 1993. 8. Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм. Харьков, 2000. 9. Зыбайлов П., Шапинский В. Постмодернизм. М., 1993. 10. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998. 11. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. 12. Козловски П. Миф о модерне. М., 2002. 13. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. 14. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997. 15. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. 16. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1997. 17. Структурализм: за и против. М., 1975. 18. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. 19. Фуко М. Воля к истине. М., 1996. 20. Фуко М. Слова и вещи. М., 1994. 21. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.; СПб., 1997. 22. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. М., 1988. №10. 23. Harvey D. The Condition of Postmodernity. Blackwell, 1992. 24. Hassan I. The Culture of Postmodernism // Theory, Culture and Society. №2. 1985. 25. Postmodernism and its Discontents. Theories. Practices. L; N.Y., 1988. 2.7. Теоретико-методологические принципы изучения культурной динамики. Е.Я.Александрова (д. культурол., проф.) Стремление познать, объяснить, предсказать изменения в культурном развитии общества, выявить закономерности или обосновать их отсутствие (и даже принципиальную невозможность существования) всегда занимали важное место в исследованиях культуры. В данном разделе мы в основном уделим внимание нескольким концепциям, которые сложились в истории отечественной гуманитарной мысли, предварив этот анализ кратким введением. Оно позволит в самом общем виде представить многообразие методологических принципов, объяснительных схем и моделей в этой области знания о культуре.
|