Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Капитализм и шизофрения: Ж. Делез и Ф. Гваттари






Работы Ж. Делеза и Ф. Гваттари стали важным этапом в развитии постструктуралистского мышления. Их книга «Анти-Эдип» (1972) была проникнута синтезом марксистских и фрейдистских мотивов, представляя собой результат многолетних исследований в области философии, психоанализа и политической теории. Популярность этого труда привела к тому, что его авторы стали символами «антипсихиатрии». Концепция Делеза и Гваттари связана с общей психологической установкой постмодернизма по отношению к личности, мотивации и поведению. Такие характерные черты постмодернистского состояния как фрагментарность мира, человека и культуры, неустойчивость языка и дискурсов создают своеобразную концепцию личности, которая выражается в термине «шизофрения» (не в его узком медицинском значении), в отличие от от-

качествам, так и по отношению к человеку. При анализе авторы пользуются такими терминами, как «гладкое пространство», «ограждение», «поток», «машина войны», «путешествие по различным траекториям», причем не столько в смысле географическом и физическом, сколько в духовно-интеллектуальном, в смысле отношения к пространству существования.

Их работа «Тысяча поверхностей» представляет собой попытку создать «гладкое пространство мысли». Каждая из глав книги представляет собой некую «поверхность» («уровень напряжения»), которая пересекает традиционные уровни анализа и научные дисциплины. Каждая «поверхность» имеет свои собственные темы и концепты, связанные с темами других «поверхностей», но не сводимые в какую-либо абстрактную систему, а формирующие ризому. Авторы утверждают, что номадическая мысль не ограничена философией, вернее, что ее философия предстает в разнообразных формах, в частности, в форме искусства, которое является философией в той степени, в какой его создатели используют возможности своего материала и уходят от избитых путей.

Несмотря на видимое многообразие тематики теоретических исследований в области постструктурализма и постмодернизма, на отрицание постмодернизмом возможности универсальной теории, с ростом числа работ этого направления все чаще появляются и различные модели схематизации как исследований, так и самих особенностей постмодернистской культуры. К примеру, было предложено выделить три основных набора значений, связанных с понятием «постмодернизм» [25]:

1. Утопический постмодернизм, который предполагает движение культуры и текстов за пределы бинарных категорий, что прослеживается в работах Деррида, Лакана, а также феминистских исследователей, которые требуют покончить с оппозицией маскулинного (мужского) и фемининного (женского).

2. Коммерческий постмодернизм связан с новой стадией многонационального потребительского капитализма, на которой частная сфера не противостоит публичной, высокая культура - популярной. Эта позиция разработана в трудах Бодрийяра, который уделял большое внимание медиатизации современной культуры, в которой нельзя разделить человеческое тело и телевизионную машину.

3. Постмодернизм и его эстетические практики рассматриваются как «сопротивляющиеся и трансгрессивные», что соединяет воедино основы модернизма и постмодернизма, так как в модернизме, во всяком случае на определенной стадии, также присутствует сопротивление и трансгрессия.

Все эти концепции постмодернизма сосуществуют в одну историческую эпоху и в одном культурном пространстве, что дает нам основания для выделения основных черт постмодернистской культуры.

Один из наиболее известных исследователей постмодернистской культуры Ф. Джеймисон выделяет в своей работе «Постмодернизм и общество потребления» (1983) следующие моменты:

1. Постмодернизм предполагает стирание старой грани между «высокой» и массовой культурой.

2. Все теории постмодернизма предполагают политическую направленность мультинационального капитализма.

3. Постмодернизм следует использовать как периодизирующее понятие, несмотря на теоретические проблемы в использовании такой категории.

4. Четыре основные черты постмодернизма:

Ø ► Новое отсутствие глубины современной теории и имиджа (или симулякра).

Ø ► Ослабление чувства истории, что проявляется в шизофреническом характере и структуре темпоральных искусств.

Ø ► Новый эмоциональный тон, «интенсивность», который заменяет прежние способы соотнесения с объектом.

Ø ► Центральное место новых технологий, которые связаны с новой экономической мировой системой.

 

Джеймисон рассматривает культуру постмодернизма как исторический феномен, соответствующий определенной стадии развития общества, по его определению, «позднего капитализма». Его концепция постмодернистской культуры носит социологический характер и может быть сопоставлена с анализом особенностей современной культуры, культуры «постиндустриального общества» известным американским социологом Д. Беллом. Рассматривая сферу культуры как область значений, воображения, воплощенного в литературе

потребителя. Ч. Дженкс выделяет ряд черт, присущих постмодернистской архитектуре, среди которых следует отметить:

Ø ► «двойное кодирование», т. е. обращение одновременно и к массе, и к профессионалам;

Ø ► контекстуализация, учет всех местных особенностей, ландшафта;

Ø ► идея превращения будущих жителей дома в его проектировщиков;

Ø ► равноправное существование всех архитектурных стилей.

 

В литературе постмодернизм также проявился достаточно отчетливо, хотя в этой области труднее всего провести границу между модернизмом и постмодернизмом, так как многие признаки постмодернизма присутствуют в литературных текстах, которые принято относить к модернизму. Тем не менее, наиболее ярко выраженными чертами постмодернизма в литературе можно считать отказ от нарратива, изменение статуса авторства, внимание к процессу чтения, стирание граней между «высокими» и «популярными» жанрами, интертекстуальность. Постмодернистская литература представляет собой смешение стилей и голосов, что подрывает традиционно сложившуюся иерархию жанров. Письмо становится многоуровневым, в литературном тексте также присутствует «двойное кодирование», классическим примером которого является роман У.Эко «Имя розы», Детективная история разворачивается параллельно со сложными теоретическими построениями, что делает роман как захватывающим чтением для интеллектуалов, так и бестселлером для миллионов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал