Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция культурно-исторического процесса К.Н.Леонтьева
Идея многообразия культурно-исторических типов, выдвинутая Данилевским, получила поддержку и развитие в работах другого выдающегося отечественного исследователя проблем культурно-исторического развития - К. Н. Леонтьева (1831-1891). Именно в период дискуссий, возникших после написания Данилевским книги «Россия и Европа», К. Н.Леонтьевым была задумана, а затем и опубликована его главная работа культурологического характера - «Византизм и славянство». Мыслителей объединяло отрицание концепции единства культурно-исторического процесса, понимаемого как проявление его поступательного характера, и, напротив, утверждение идеи сосуществования множественности различных форм культуры. К. Н. Леонтьев разделял мысли Данилевского о несхожести российской и европейской культуры и, так же как и его предшественник, много размышлял об исторических судьбах России. Так же как и Данилевский, Леонтьев был «естественником» по образованию и в методологии исследования культурно-исторических процессов во многом ориентировался на принципы, перенесенные из естественных наук, развивал «органический» взгляд на культурно-исторический процесс. При этом самобытность теории Леонтьева заключалась в оригинальной трактовке самой идеи развития, а также в основанной на ней периодизации культурно-исторических процессов. Ученый рассматривает развитие как «триединый процесс», включающий в себя:
1) период первоначальной простоты; 2) период «цветущего объединения и сложности»; 3) период «вторичного смесительного упрощения».
«Все вначале просто, потом сложно, потом вторично упрощается, сперва уравниваясь и смешиваясь внутренне, а потом еще более упрощаясь отпадением частей и общим разложением, до перехода в неорганическую «нирвану»» [3, с. 93 - далее ссылки на страницы этой работы]. «Присматриваясь ближе к явлениям органической жизни, из наблюдений которой именно и взялась эта идея развития, мы видим, что процесс развития в этой органической жизни значит вот что: Постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему... Постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности. Постепенное осложнение элементов составных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление единства. Так что высшая точка развития не только в органических телах, но и вообще в органических явлениях, есть высшая степень сложности...» [с. 88]. Этому закону подчинены все органические процессы и явления, как и культурно-исторические: развитие искусств, музыкальных и архитектурных стилей, философских и религиозных систем. «Тому же закону подчинены и... целые культуры мира. И у них очень ясны эти три периода:
1) первичной простоты, 2) цветущей сложности и 3) вторичного смесительного упрощения» [с. 96].
К.Н.Леонтьев, устанавливая общую закономерность циклического развития разнохарактерных явлений, приводит многочисленные примеры ее проявления в различных областях человеческой жизнедеятельности и, в частности, в истории искусств:
«а) период первоначальной простоты: циклопические постройки, конусообразные могилы этрусков (послужившие, вероятно, исходным образцом для куполов яснительных, но также и познавательно-методологических моделей изучения культурно-исторических явлений, выявления законов исторической динамики.
|