Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность в культурном пространстве и времени






Сущность культурологического анализа личности и культуры состоит в рассмотрении единства личностной активности и культурной детерминации, встречного движения культурного и индивидуального опыта, подобного «петлям Мебиуса». Нужно найти и соответствующие понятия, позволяющие увидеть личность одновременно и с внешней, социокультурной, и с внутренней, культурно-психологической стороны. Такими понятиями, задающими координаты культурного существования личности, являются понятия культурного пространства и культурного времени.

Самое общее представление о культурном пространстве можно определить понятием культурной синхронии, а культурного времени - понятием диахронии. Культурная синхрония на макроуровне была представлена в работах сторонников концепции локальных цивилизаций, в частности, «морфологии истории» О. Шпенглера или многополюсной макроцивилизационной модели мира С. Хантингтона. Культурная диахрония традиционно была предметом истории культуры, но особую важность диахронный подход имеет для

зательно вытягивается в ряд: прошлое, настоящее и будущее в нем могут сосуществовать синхронно, они могут сталкиваться и, по выражению М. М. Бахтина, находиться в «драматическом напряжении». В ценностном же пласте культурного времени вообще есть только одна актуальная временная позиция: настоящее, здесь и теперь.

В семантическом пласте индивидуального опыта прошлое не исчезает, но и не воспроизводится с точностью копии. Культурная память - это смысловое воспроизведение ситуации, смысловая реконструкция на основе актуальных потребностей. В индивидуальном пространстве прошлое может «оживать» (как, впрочем, и «умирать»), культурный объект - наделяться «голосом» и т. п. Б. Л. Пастернак говорил, что история может быть только актуально переживаемым опытом, «живым голосом прошлого», в противном случае в ней попросту отсутствует надобность: «Школе (Марбургской. - Авт.)чужда была отвратительная снисходительность к прошлому, как к некоторой богадельне, где кучка стариков в хламидах и сандалиях или париках и камзолах врет непроглядную отсебятину про причуды коринфского ордера, готики, барокко или какого-нибудь иного зодческого стиля» [12, с. 157].

Культурный опыт ушедшей эпохи и цивилизации, обладающий для большинства членов общества исключительно мемориальной ценностью, для отдельных ее представителей: историков, филологов, византинистов, египтологов, медиевистов, других исследователей - является живой частью их жизни. Жить в предшествующей культурной эпохе можно мистериально, меняя костюм, подражая манерам (такая игра «в другую культуру» хорошо известна историкам) или совершая романтические сентиментальные путешествия в прошлое (тема хорошо исследованная филологами).

Визуальным образом культурного времени будет скорее не стрела, пронизывающая жизнь человека, а цепочка, каждое звено которой - кольцо, соединенное со следующим, ибо опыт постоянно приращивается, меняется, радикально пересматривается в момент кризисов. Переживание заново важнейших событий как коллективного, так и индивидуального прошлого, подобно повторному творению.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал