Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции в развитии массовой культуры и медиакультура






Массовая культура в XX веке имеет ряд особенностей, которые отличают ее от более ранних форм популярной культуры, еще не утерявших свои традиционные народные корни. Она опирается на достижения самой передовой технологии в большей степени, чем элитарные формы искусства (вспомним, скажем, просмотр видео или компьютерные игры). Но массовая культура сегодня - это не только технологии. В ней используются результаты всех современных исследований в области социологии, психологии, менеджмента. Еще одной характерной чертой современной массовой культуры является ее сближение с культурой элитарной. Это сближение проходит различными путями, один из которых - включение литературных, музыкальных, художественных произведений в циркуляцию индустрии массовой культуры. Видеозаписи и Интернет делают широко доступными любые художественные произведения, что ведет к небывалому ранее расширению сферы массовой культуры. Мы можем побывать в крупнейших музеях мира, не выходя из дома; классические произведения мировой литературы существуют в кино- или телевизионных версиях и т.д.

Можно спорить, насколько такое знакомство способствует эстетическому и художественному развитию, но нельзя не признать, что у современных подростков, у молодежи часто не хватает времени для чтения, и знакомство с классикой происходит через телеэкран. С другой стороны, некоторые произведения, которые относили к массовой культуре, стали классикой - романы Агаты Кристи и Ж. Сименона, музыка Битлз (которую исполняет и симфонический оркестр), картины Энди Уорхола - значительные явления культуры XX века, не говоря о киноклассике.

Небывалое расширение сферы массовой культуры ведет и к изменениям в ее изучении. На место критики приходит стремление понять причины популярности массовых форм искусства, новых жизненных стилей, форм развлечений и проведения досуга. Ведущие научные направления, крупные ученые начинают серьезно заниматься проблемами популярной культуры. Начиная с 60-х годов XX века на первый план в исследовании культуры и общества выходят структурализм и семиотика, которые обращаются к анализу мифов, литературных текстов, моды и других областей культуры, не обходя вниманием и массовую культуру. Структуралистские исследования стремятся не столько к определе-

Эта практически неограниченная способность к коммуникации прежде всего связана с распространением Интернета.

Еще одним важным шагом в развитии массовой культуры стало создание «виртуальной реальности». Виртуальная реальность - порожденное компьютером пространство, которое реагирует на действия участника. Так, можно «пройтись» по спроектированному дому, еще до того как он будет построен, или по музею или городу с созданными компьютером картинами или улицами. Виртуальная реальность основана на игре воображения, на фантазиях кино- или видеообразов, но к этому добавляется возможность поместить зрителя «внутрь» вымышленного мира. Это практика симуляции, которая полностью изменяет условия формирования личности человека и создает новое культурное пространство. Как утверждают участники интернет-игр, они создают ощущение нахождения между обычной и выдуманной реальностью.

Современная массовая культура настолько тесно переплетена с масс-медиа, что трудно выделить в них какие-либо автономные области. Текст массовой культуры быстро «переводится» на языки различных медиа: бестселлеры трансформируются в телесериалы (и наоборот), песни существуют в форме клипов, на основе популярных фильмов тут же создаются компьютерные игры. Таким образом, популярная культура проникает во все сферы человеческой жизни, становясь жизненным миром детей и подростков, вторгаясь даже в мир тех, кто хотел бы от нее отгородиться. Массовая культура уже не представляет собой единого пространства, она сложно структурирована и включает в себя не только присущие ей формы и жанры, но захватывает и «высокую» культуру, включает ее в свою область, заставляет ее говорить своим языком. Все эти явления требуют серьезного осмысления и глубокого исследования, без которого невозможно понять и оценить мир современной культуры.

Вопросы для самопроверки

1. Каково место массовой культуры в социокультурной ситуации конца XX - начала XXI века?

2. Каковы основные положения критики массовой культуры представителями Франкфуртской школы?

3. В чем заключаются особенности современного мифа и как он представлен в массовой культуре? Приведите примеры мифов массовой культуры.

4. Каковы звенья коммуникационного процесса, являющегося основой средств массовой коммуникации? Каковы типы восприятия зрителем/слушателем сообщений масс-медиа?

5. В чем заключаются новые тенденции развития массовой культуры в эпоху информационных технологий?

Литература

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.; СПб., 1999.

2. Барт Р. Мифологии. М., 1988.

3. Лебон Г. Психология масс. М., 2000.

4. Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М., 2003.

5. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1986.

6. Ортвга-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

7. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? М., 1992.

8. Шапинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий // Полигнозис. 2000. №2.


3.5. Гендер в культуре и обществе. Е. Н. Шапинская (д. филос. н., проф.)

 

В данной главе мы рассмотрим две проблемы, имеющие важнейшее значение для понимания гендерного подхода к культуре, который прочно вошел в культурологические исследования конца XX - начала XXI века. Это, во-первых, становление самого понятия «гендер» в социогуманитарном знании, и, во-вторых, анализ гендерного подхода к области художественного творчества, в которой особенно ярко проявляются тенденции к смене гендерных стереотипов, к феминизации, к новым явлениям в области художественной репрезентации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал