Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Адаптирующая функция.
Адаптирующая функция. Проблемные ситуации, связанные с процессом адаптации организации к изменениям внешней среды, решаются путем изменения всех составляющих организационной культуры. Как правило, освоение новых образцов, оценочных критериев и норм, обусловленных изменениями во внешней среде, происходит в организации неравномерно, в течение какого-то времени. Различные группы внутри организации по-разному реагируют на необходимость перемен: те группы, чьи интересы не пострадают в результате перемен или их носители даже выиграют, наиболее быстро и безболезненно пройдут период приспособления к новым требованиям, критериям и нормам. Группы же, интересы которых будут ущемлены в той или иной степени, могут оказывать сопротивление изменениям. Как видим, в процессе адаптации организации к изменениям во внешней среде, особую роль играют элементы четвертого уровня организационной культуры — уровня различных групп. Успех адаптации во многом зависит от того, как лидеры организации направляют и корректируют эти процессы в организации. Грамотное поведение руководителей, основанное на знании основных существующих в организации активных групп и их основных интересов, затрагиваемых в процессе перемен, неизбежных при адаптации, умелое использование этого знания при выстраивании своей политики обеспечивают наиболее эффективное и наименее болезненное проведение организационных перемен. Вопросы для самопроверки 1. Расскажите об основных подходах к определению организационной культуры. Охарактеризуйте свойственные каж- дому подходу взгляды на возможности формирования организационной культуры и управления ею. 2. Перечислите основные характеристики организационной культуры. Как они группируются по блокам? 3. Приведите примеры ритуалов и обрядов, существующих в вашем коллективе (организации). Какие культурные стереотипы и ценности они символизируют? 4. Объясните различия формальной и неформальной структур организации. 5. Назовите и охарактеризуйте основные уровни организационной культуры. 6. Какой тип организационной культуры вам ближе и почему? 7. Есть ли в вашей организации (коллективе) субкультуры? Охарактеризуйте их по основным элементам организационной культуры. 8. Расскажите об уровнях проявления организационной культуры при ее изучении и анализе (по Э. Шейну). 9. Назовите основные функции организационной культуры. При каких условиях организационная культура может выполнять дезинтегрирующую функцию? Литература 1. Алексеева М.М. Культура экономической организации // Социально-политический журнал. №1, №2. 1995. 2. Иванов М. А., Шустерман Д. М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. М., 2003. 3. Карпухин О. И. Культура организации // Социально-политический журнал. №2. 1997. 4. Карпухин О. И. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства // Социально-политический журнал. №3. 1998. 5. Катерный И. В. Пролегомены к современной антропологии организаций // СоцИс. 1997. №8. 6. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. №4. 1996. С. 15-26. 7. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. С. 430. 8. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. 9. Паунов М. Организационная культура. СПб., 1996. 10. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М., 1986. 11. Пригожин А. И. Деловая культура: сравнительный анализ // СоцИс. 1995. №9. 12. Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. 13. Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб. и др., 2001. 14. Шейн Эдгар X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ.; Под ред. В. А. Спивака. СПб., 2002. 15. Щербина С. В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // СоцИс. 1996. №7. 16. Davis S. M. Managing Corporate Culture. Cambridge, 1986. 17. Hofstede G. Cultures Consequences. Newbury Park, Calif., 1980. 4.6. Здоровье и здоровьеориентированные практики в культурологическом измерении. И. М. Быховская(д. филос. н., проф.) Здоровье человека является одной из самых важных, жизнеобеспечивающих ценностей человеческого существования, многое в этом существовании определяющей. Вряд ли у кого-либо вызовет сомнение это утверждение и применительно к отдельной личности, и в отношении социального организма в целом. Находя множество тому подтверждений в истории целых народов, в жизни человека любой культуры и любой эпохи, особенно остро человечество стало ощущать такого рода зависимость в условиях современной цивилизации, когда проблемы сохранения здоровья становятся все более сложными, а возможности его утраты - все более обширными и неожиданными. Супертехника и технологии, сумасшедший темп их развития, возможность перепоручить уже не только физические, но и интеллектуальные действия машине — все эти блага имеют и другую, «оборотную сторону медали», негативные последствия для физического и психического здоровья человека. Даже не занимаясь специальным научным анализом, каждый из нас назовет, как минимум, такие, как все увеличивающуюся гиподинамию, рост количества и многообразия стрессовых ситуаций, пагубное влияние на организм человека невероятно загрязненной среды его обитания; несбалансированность питания, широкое распространение генетически измененных продуктов с возможной отложенной реакцией организма и т.д. Эти тенденции, заостряющие вопросы здоровья человека, его физического существования, являются характер- статус, «рейтинг» данной проблематики в каждой конкретной культуре или субкультуре. Интересно замечание, что латинское значение слова valeo («здравствовать»), хотя и перекликается, но все же отличается от значения того же слова в английском и французском языках («ценность»), в которых как бы подчеркивается, что здравствовать - это значит ощущать значимость своей жизни [3, с. 45]. Культура здоровья как полноправная, социально значимая составляющая культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существования человека культурного, может быть определена: Ø ► как совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, связанных с представлениями о здоровье/нездоровье, выражающих отношение к нему как к ценности (или, напротив, неценности) определенного ранга; Ø ► как система установок, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья (или же, напротив, его разрушение); Ø ► как совокупность результатов этой деятельности, включая следствия непосредственного характера (объективное состояние здоровья) и опосредованного, символического толка - например, «здоровый» или «нездоровый» вид как свидетельство определенного образа жизни и т. п.
Осознавая возможность дальнейшего развития этих позиций в различных направлениях, мы сосредоточим, прежде всего, внимание на одном из них - а именно, на аксиологии человеческой телесности как на одном из базовых культурных оснований феномена здоровья.
|