![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогикиСтр 1 из 16Следующая ⇒
Специальная педагогика
Раздел II. Специальная педагогика Теоретические основы специальной педагогики Специальная педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемая существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств. Специальная педагогика – составная часть педагогики, одна из её ветвей. Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Как научная дисциплина специальная педагогика наряду с общепедагогическими терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины «специальная педагогика» и «специальное образование» являются общепринятыми в современной международной теории и практике. Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания: 1. тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой – незрячие и слабовидящие; 2. сурдопедагогика – наука об обучении и воспитании лиц, с различными нарушениями слуха; 3. тифлосурдопедагогика – слепоглухие; 4. логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактика, средствами специального обучения и воспитания; 5. олигофренопедагогика – наука об обучении и воспитании лиц с нарушениями интеллекта; 6. отрасль специальной педагогики, применяемая к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 7. отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Специальная педагогика и её предметные области тесно связаны со смежными научными областями, которые могут быть объединены в несколько блоков: · медицинский блок – физиология, анатомия, неврология, психиатрия, офтальмология и др.; · гуманитарный блок – социология, философия, психология; · педагогический блок – общая педагогика, методики преподавания различных предметов и др.
Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики Субъект специальной педагогики – человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Объект специальной педагогики – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социокультурного, педагогического феномена). Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования. Общие цели специальной педагогики: – коррекция недостатка; – его компенсация педагогическими средствами; – формирование адекватных форм социального поведения. Конечная цель – достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Задачи специальной педагогики: · изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; · обобщение мирового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности; · разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями; · прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья; · внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; · разработка стандартов, учебников, концепций, программ для лиц с особыми образовательными потребностями; · создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребностями.
|