Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
M- количество факторов; т-число наблюдений; S-отклонения суммы квадратов суммы рангов по всем факторам от среднего квадрата суммы рангов.
Например, Произведем оценку взаимосвязи между уставным капиталом, количеством и ценой выставляемых на аукцион акций связи. Данные приведены в таблице.
S=3333-(1652/10)=3333-2722, 5=610, 5 W= Величина коэффициента конкордации W свидетельствует о весьма тесной связи между размером организации, числом выставляемых акций и их ценой. Для оценки тесноты связи между двумя признаками исчисляется эмпирическое корреляционное отношение = , где -межгрупповая дисперсия; -общая дисперсия. 2-коэффициент детерминации. Если коэффициент детерминации > 0, 7, то связь между признаками достаточно тесная. По направлению выделяют связь прямую и обратную. При прямой связи с увеличением или уменьшением значений факторного признака происходит увеличение или уменьшение значений результативного. В случае обратной связи значения результативного признака изменяются в противоположном направлении по сравнению с изменением факторного. По аналитическому выражению выделяют связи прямолинейные (связь между явлениями приближенно выражена уравнением прямой линии) и нелинейные (криволинейные) (связь выражена уравнением кривой линии: гиперболы, параболы и др.) Для выявления наличия связи, ее характера и направления в статистике используются методы: приведения параллельных данных, аналитических группировок, графический, корреляционный и регрессии. Простейшим приемом обнаружения связи являете сопоставление двух параллельных рядов — ряда значений факторного признака и соответствующих ему значений результативного признака. Значения факторного признака располагают в возрастающем порядке и затем прослеживают направление изменения величины результативного признака. Результативный признак (функцию) в дальнейшем будем обозначать через у, а факторный признак — через х. Например, по 20 туристическим фирмам были установлены затраты на рекламу (факторный признак) и количество туристов, воспользовавшихся услугами каждой фирмы (результативный признак) В табл. 3 фирмы ранжированы по величине затрат на рекламу. Можно видеть, что в целом для всей совокупности фирм увеличение затрат на рекламу приводит к увеличению количества туристов, пользующихся услугами фирмы, хотя в отдельных случаях наличие такой зависимости может и не усматриваться. Например, сопоставим данные по фирмам с порядковыми номерами 7 и 11. Здесь мы видим даже обратное соотношение: у фирмы 11 количество туристов, воспользовавшихся ее услугами, меньше, чем у фирмы 7 и составляет 920 человек, хотя затраты на рекламу выше, чем у фирмы 7 на 1 усл. ден. ед. В каждом отдельном случае количество туристов, воспользовавшихся услугами фирмы, будет зависеть не только от размера затрат фирмы на рекламу, но и от того, как сложатся прочие факторы, определяющие величину результативного признака. Ранжирование 20 туристических фирм по факторному и результативному признаку. Таблица 3
В тех случаях, когда с возрастанием факторного признака возрастает величина результативного признака, то можно говорить о наличии прямой корреляционной связи. Если же с увеличением факторного признака величина результативного признака уменьшается, то можно предполагать обратную связь между признаками. Статистическую связь между двумя признаками можно изобразить графически и по графику судить о наличие, направлении и форме связи. При этом на оси абсцисс откладывают значение факторного признака, а по оси ординат –результативного.
|