Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ безубыточности
Анализ безубыточности позволяет определить объем продаж (в натуральном или денежном выражении), при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытков, т. е. становится бесприбыльным, но и безубыточным. Этот объем продаж характеризуется точкой безубыточности, которая показывает при каком объеме продаж (Q) выручка от реализации продукции (В) будет равна затратам на производство этой продукции (С). В экономической литературе точка безубыточности иногда называется «порогом рентабельности», «точкой самоокупаемости» и т.д. Объем продаж в натуральном выражении в точке безубыточности назовем критическим объемом (Qкр). Выручка от реализации продукции в точке безубыточности будет рассчитываться как объем продаж умноженной на цену единицы продукции (Вкр = Qкр х Цед), а затраты (себестоимость) при критическом объеме продаж – как себестоимость единицы продукции умноженной на критический объем продаж (С = Сед х Qкр). При этом себестоимость объема продукции в точке безубыточности рассчитывается как постоянные расходы (Рпост, не зависящие от объема продаж) и переменные (Рпер), величина которых будет равна переменным расходам на единицу продукции, умноженной на критический объем продаж (Рпер = Рпер ед х Qкр). Тогда себестоимость единицы продукции в точке безубыточности будет равна:
Рпост Сед кр = Рпер + --------- Qкр
В этом случае равенство выручки и затрат при критическом объеме продаж будет выглядеть следующим образом:
Рпост Вкр = Скр или Qкр х Цед = Qкр х (Рпер + ---------) Qкр
После небольших преобразований получаем, что для достижения точки безубыточности необходимо выпустить продукцию в следующем количестве (шт.):
Рпост Qкр = ------------------ Цед – Рпер
Пример. Предприятие производит продукцию А, производственная мощность по выпуску которой - 2000 шт. в год. Постоянные затраты для данного производства составляют 100000 руб., переменные – 100 руб. за единицу продукции. Отпускная цена единицы продукции – 200 руб. Точка безубыточности (Qкр) при заданных параметрах будет равна Qкр = ------------- = 1000 шт., 200 – 100
т.е. при выпуске 1000 шт. изделий предприятие не получит прибыли, но и не потерпит убытки. Таким образом, при объеме продаж 1000 единиц, выручка от реализации (1000 шт. х 200 руб./шт.) и общие затраты на выпуск этого объема продукции (1000 шт. х (100руб./шт. + 100000 руб. /1000 шт.) будут равны 200000 руб., а разница между ними будет равна нулю, что и обеспечивает безубыточность при заданном объем производства и продаж. Графически точка безубыточности находится на пересечении двух прямых – выручки от реализации продукции и общих затрат на ее производство (суммы постоянных и переменных затрат). График безубы- точности наглядно показывает влияние объема продаж на величины переменных и постоянных затрат, а также на выручку от реализации продукции. В общем случае, величина переменных затрат с увеличение объема продаж возрастает прямо пропорционально этому увеличению, а постоянные затраты не изменяются. Таким образом, общие затраты с увеличением объема производства возрастают, но только за счет пропорционального увеличения переменных затрат. В расчете на единицу продукции с увеличением объема продаж переменные затраты остаются без изменений, а постоянные уменьшаются прямо пропорционально увеличению объема продаж. Это обеспечивает общее снижение себестоимости единицы продукции при увеличении объема продаж.
В результате, при неизменной отпускной цене единицы продукции (200 руб.), прибыль с увеличением объема продаж увеличивается. До точки безубыточности (1000 шт.) прибыль отрицательна (убытки), в точке безубыточности она равна нулю, при максимальном объеме продаж (2000 шт.) прибыль достигает размера 100000 руб.
Следовательно, максимизация финансового результата (прибыли) может быть достигнута в результате влияния трех факторов: постоянных расходов, переменных расходов и цены. Уменьшение любого из первых двух факторов и увеличение третьего приводит к сдвигу точки безубыточности в сторону начала координат, что обеспечивает увеличение прибыли (уменьшение убытка) при заданном объеме продаж.
|