Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Показатели прибыльности (рентабельности)
Анализ финансового состояния предприятия осуществляется по достаточно большому набору обобщающих и локальных показателей, которые могут варьироваться в зависимости от специфики предприятия, целей анализа и прочих факторов.
Обобщающие показатели оценки финансового состояния характеризуют:
ликвидность;
привлечение заемных средств;
оборачиваемость капитала;
прибыльность.
Финансовое состояние предприятия является следствием всех аспектов его деятельности. Анализ финансового состояния может производиться с различной степенью подробности.
Не останавливаясь на характеристиках локальных показателей по первым трем обобщающим показателям, обратим внимание на формулировку тех показателей, которые характеризуют прибыльность (рентабельность) предприятия.
В общем виде, разность между ценой продукции и затратами
является прибыль (П = Ц - С). Размер прибыли характеризует абсолютную доходность предприятия, но не дает представления о степени использования производственных средств (ресурсов), с помощью
которых эта прибыль получена. Для оценки эффективности работы
предприятий, характеристики их относительной доходности служат показатели прибыльности (рентабельности). Как и любые показатели эффективности, они основаны на соотношении результатов и затрат.
Наибольшее распространение получили три коэффициента прибыльности: прибыльность продаж, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала.
Прибыльность продаж
| =
| Чистая прибыль
| Общий объем продаж
|
Рентабельность активов
| =
| Чистая прибыль
| Общая сумма активов
|
Рентабельность собственного капитала
| =
| Чистая прибыль
| Среднегодовой собственный капитал
| Каждый показатель прибыльности (рентабельности) оценивает различную сторону производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Коэффициент прибыльности продаж характеризует величину прибыли на каждый рубль выручки от реализации продукции. Безусловно, чем выше этот показатель, тем лучше. Однако, если для одной отрасли значение этого показателя может удовлетворить предпринимателей, то для другой - оказаться слишком низкой. И это, прежде всего, будет зависеть от конечных результатов - общей суммы прибыли, которая даже при низком уровне рентабельности может обеспечить получение желаемой массы прибыли при достаточно больших объемах продаж.
В отличие от показателя прибыльности продаж рентабельность активов и собственного капитала характеризует норму прибыли на сумму вложений, причем первый показатель определяет прибыль на все активы, задействованные предприятием, а второй – только на собственные.
Рентабельность может быть рассчитана также по отдельным изделиям:
Рентабельность единицы продукции
|
=
| Прибыль от реализации единицы продукции
| Себестоимость единицы продукции
|
Контрольные вопросы: 1. Может ли быть показатель рентабельности отрицательным? Обоснуйте ответ.
2. Различаются ли показатели рентабельности
различных изделий, производимых одной и той же организацией?
3. Меняется ли рентабельность во времени?
|
В зарубежной практике чаще используется показатель нормы
прибыли. Принцип его построения такой же, как и у показателей рентабельности.
Зарубежный опыт
Нормальная прибыль
Формально, для целей налогообложения при составлении заявления о доходах фирма зачисляет в общие затраты все непосредственные денежные издержки, включая амортизацию. Это, так называемые, явные затраты (explicit costs). Именно эти затраты учитываются в бухгалтерских документах как хозяйственные. Соответствен-но прибыль в виде разности между выручкой и хозяйственными издержками трактуется как хозяйственная или бухгалтерская прибыль.
Но для целей обоснования вариантов развития бизнеса предприниматель учитывает кроме хозяйственных затрат еще и норму прибыли. Хотя данная прибыль в итоге является доходом и облагается налогом, с позиций ее гарантированности для существования фирмы в выбранном бизнесе она воспринимается предпринимателем как обязательная сумма, которая должна покрываться ценой, то есть как некоторые неявные затраты (implicit costs).
Сумма хозяйственных и неявных затрат в теории обычно называется экономическими затратами бизнеса. Денежная величина нормы прибыли представляет собой так называемую нормальную прибыль. Неизбежность хозяйственных затрат определяется спецификой производства, необходимость нормальной прибыли - неявных затрат - экономической природой бизнеса.
Нормальная прибыль - это тот необходимый доход, который считается нормальным в данном бизнесе. С точки зрения предпринимателя, нормальная прибыль состоит из нормативной отдачи на капитал и нормы предпринимательского дохода. По экономической природе нормальная пр быль представляет собой цену выбора (opportunity cost) именно данного вида бизнеса. Она должна быть не меньше так называемой упущенной прибыли, которую предприниматель может иметь в другой наиболее выгодной для себя сфере деятельности. Предприниматель считает справедливым, что за вложенный в дело капитал и предприимчивость он получает нормальную прибыль, возмещающую ему потери от упущенных возможностей в других сферах деятельности. Практически величина нормальной прибыли определяется самим предпринимателем как оценка альтернативных возможностей приложения своего капитала и предприимчивости.
Например, предприниматель знает, что, продав свои акции и вложив деньги в инвестиционный фонд (особый вид банковского вклада), он будет иметь 8% годовых. К тому же он уверен, что благодаря своей
квалификации он сможет найти работу, приносящую ему годовой доход, равный 4 % его капитала. Тогда, с учетом возможных психических
и физических издержек от смены вида деятельности, прибыль в су-
ществующем бизнесе в размере 10 % его капитала будет считаться нормальной.
То, что остается в виде разности между выручкой и экономическими затратами, называется экономической прибылью или экономической рентой. Распределение выручки на экономические затраты и ренту и их соотношение с хозяйственными издержками и прибылью показано в таблице.
| Выручка от продаж
| Экономические затраты
|
Экономическая рента
| Переменные затраты
| Фиксированные затраты
| Нормальная
прибыль
| Норма отдачи
| Норма дохода
| Хозяйственные издержки
| Хозяйственная прибыль
|
Именно экономическая рента является стимулом для вступления новых конкурентов в данный бизнес, если она положительна, или выхода фирм из бизнеса, если она отрицательна. Если рента велика, новые фирмы проникают на рынок, отвлекая на себя часть платежеспособного спроса. Чтобы успешно продавать, фирмы вынуждены снижать цены или нести дополнительные издержки по поддержке сбыта. Прибыль и рента снижаются, приток конкурентов уменьшается. При отрицательной ренте, то есть недостаточной нормальной прибыли - картина обратная. Именно динамика входа и выхода фирм, определяемая спецификой производства и условиями рынка, определяет величину нормы прибыли, количество фирм и характер конкуренции. Поэтому, планируя развитие бизнеса, фирма стремится не " выжать" максимальную прибыль, а придерживаться установившейся на конкретном рынке нормы прибыли, обеспечивая себе стабильный доход.
| | | | | |
|