Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная ответственность организации и этика бизнеса.
Понятие социальной ответственности организаций. Ключевые группы стейкхолдеров и их интересы: собственники, общество, клиенты, потребители, руководство, персонал, органы государственного и муниципального управления. Внутренняя и внешняя социальная ответственность. Юридическая и экономическая ответственность организаций. Соотношение понятий юридической ответственности и корпоративной социальной ответственности в контексте новых подходов к этике бизнеса. Три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений: традиционный (узкоэкономический) подход (Милтон Фридмен); этический подход (Питер Друкер); социально-этичный (утвердительный подход) (Курт Левин, Эдгар Шайн, Генри Минцберг). Виды социальной ответственности организаций перед обществом. Основные направления: окружающая среда, здравоохранение, развитие личности работников, образование и культура, участие в жизни общества. Аргументы против широкой социальной ответственности: нарушение принципа максимизации прибыли, дополнительные расходы на социальную вовлеченность, снижения заработной платы, уменьшения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, решение социальных проблем относится к компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий, эффект социальных программ нельзя точно определить, неумения разрешать социальные проблемы. Аргументы за социальную ответственность: создает лучшее общество и лучшую среду для ведения бизнеса; средство создания и поддержания положительного публичного имиджа; предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны влиятельных групп; широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства; внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично; создаваемые организациями социальные проблемы должны решаться за счет этих организаций, благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы, моральное обязательство вести себя социально ответственно. Факторы, которые определяют внимание отечественных бизнес-организаций социально-этическим аспектам деятельности. Корпоративная социальная ответственность как конкурентное преимущество современных компаний. Позитивные и негативные последствия от социально ответственного бизнеса. Общественные ожидания и корпоративная социальная ответственность. Примеры реализации КСО в зарубежных и российских компаниях. Рейтинги социально ответственных и этичных компаний. Показатели оценки социальной эффективности деятельности организации. 4 группы: показатели, характеризующие условия труда работников организации; показатели, характеризующие социально-бытовые условия работников организации; показатели, характеризующие квалификацию работников, показатели, характеризующие организацию и мотивацию труда. Понятие этика, этика бизнеса. Принципы современной этики бизнеса. Деловая этика и ее виды: этика бизнеса - сообщества в целом; этика как ответственность бизнеса перед обществом; этика как отношения между работником и работодателем. Причины неэтичной деловой практики. Повышение показателей этичности поведения: разработка этических нормативов, учет этических вопросов при разработке стратегии, уход с сомнительного рынка при возникновении крупных неразрешаемых этических проблем, составление периодических отчетов о «воздействии на этику», комитеты по этике, социальные ревизии, обучение этичному поведению, личный пример руководителя. Литература: 1. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 864 с., С. 178-211. 2. Заруцкая Е.А. Основы менеджмента: базовые положения в схемах: учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 113 с. 3. Заруцкая Е.А. Тематический словарь по дисциплине «Основы менеджмента» – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 64 с. 4. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 464 с., С. 391-399. 5. Красникова Е., Панферова Н. // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре», № 49-50, 2006. 6. https://www.ethicsinbusiness.ru/? section=16 7. https://fictionbook.ru/author/daniil_aleksandrovich_anikin/yetika_konspekt_lekciyi/read_online.html? page=1 8. https://iovpani.spb.ru/ethic-lesson.html 18. Интеграционные процессы в менеджменте: понятие, формы и тенденции. Понятие интеграции и ее цели. Понятие «синергетический эффект». Пути, виды и формы интеграции организаций. Пути объединения: слияние (слияние форм, слияние активов) и поглощение. Понятие слияния и поглощения компаний. Основные мотивы слияний и поглощений компаний. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний. Дружественные и враждебные поглощения. Международная и национальная практика слияний и поглощений. Виды интеграции организаций: вертикальная («в прямом направлении», «в обратном направлении»), горизонтальная, конгломератная (диагональная). По интенсивности интеграционных процессов: кооперативная, или кооперация предприятий; интеграционное слияние, объединение предприятий под общим руководством. Формы интеграции организаций и их характеристика. Концерн, холдинг, финансово-промышленная группа (ФПГ), трест, картель, синдикат, пул, консорциум, объединение юридических лиц (ассоциации, союзы), предпринимательские союзы, франчайзинг (франшиза), кластеры. Сравнительная характеристика основных организационных форм интеграции компаний. Литература: 1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, С. 68-134. 2. Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В. Буториной. - М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. — 720 с., 3. Заруцкая Е.А. Основы менеджмента: базовые положения в схемах: учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 113 с. 4. Заруцкая Е.А. Тематический словарь по дисциплине «Основы менеджмента» – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 64 с. 5. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 304 с., С. 37-39. 6. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с., С. 65-80. 7. Семенов А.К. Основы менеджмента: Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 576 с., С. 249-302. 8. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. 9. https://berg.com.ua/basic/mergers-acquisitions/ 10. https://viktorova-ts.ru/page299/page348/index.html 11. https://www.inosmi.ru/economic/20100910/162819933.html
19. Инновационный менеджмент: основные черты и особенности. Понятие «новшество», «нововведение», «инновация», соотношение понятий. Основные подходы к определению сущности понятия инновация». Свойства (признаки) инновации. Соотношение понятий «инновация», «изобретение» и «открытие». Определение понятия «инновация». Классификация инноваций; основные критерии классификации: тип нововведения, сфера деятельности предприятия, источник возникновения, причины проведения. Понятие «инновационный менеджмент». Субъект, объект и предмет инновационного менеджмента. Предпосылки инновационной деятельности в организациях: внутрифирменные проблемы (положительные и негативные) и внешние проблемы. Инновационный процесс, его основные стадии: определение потребности в нововведении, сбор информации, предварительный выбор нововведения, принятие решения о внедрении, внедрение, институционализация (длительное использование нововведения). Формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный инновационный процесс, простой межорганизационный инновационный процесс (товарный), расширенный инновационный процесс. Формы организации инновационной деятельности в РФ: государственный научный центр, федеральный научно-технический центр, самостоятельные научно-технические организации любых форм собственности, научные объединения, технологические парки, вузовская наука, научно-технические структуры внутри предприятий и объединений (институты, бюро), центры конкретных исследований. Формы организации инновационной деятельности в Западной Европе и США: интерпартнерство, внутренний венчур, технологический центр, внешняявенчурная фирма, малая инновационная фирма, «спин-оф», научный парк, инкубатор или инновационный центр, учредительский центр, научно-технические альянсы. Литература: 1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007, С. 425-439. 2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 3. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 160 с. 4. Заруцкая Е.А. Основы менеджмента: базовые положения в схемах: учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 113 с. 5. Заруцкая Е.А. Тематический словарь по дисциплине «Основы менеджмента» – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 64 с. 6. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 464 с. 7. Сухов В.Д. Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с. 8. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. 9. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. 20. Инвестиционный менеджмент: основные черты и особенности. Понятие и сущность инвестиций. Классификация инвестиций: по объекту вложения (реальные и финансовые инвестиции); по характеру участия (прямые и косвенные инвестиции); по периоду инвестирования (краткосрочные, долгосрочные); по форме собственности (частные, государственные, смешанные, иностранные, совместные); по уровню возможного инвестиционного риска (безрисковые, низкорисковые, высокорисковые, спекулятивные). Понятие инвестиционного менеджмента. Цели, задачи и функции инвестиционного менеджмента. Субъект и объект инвестиционного менеджмента. Понятие инвестиционного процесса. Участники инвестиционного процесса: государство, муниципалитеты, предприниматели, организации, домохозяйства. Основные категории инвесторов. Финансовые инвесторы: коммерческие банки, инвестиционные банки, торговые банки, инвестиционные фонды (открытые и закрытые). Стратегические инвесторы, их характеристика, преимущества и недостатки. Венчурные фонды и их характеристика. Паевые инвестиционные фонды. Негосударственные пенсионные фонды и их характеристика. Страховые организации и их характеристика как инвесторов. Формы финансирования инвестиционных проектов (классификация источников инвестиции): собственные средства (прибыль и амортизация, акционерный капитал, безвозмездные инвестиции), привлеченные средства (банковские кредиты, лизинг, беспроцентные ссуды, долевое участие). Понятие бизнес-плана, его цели функции, структура. Литература: 1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Учебник. – М.: Ника-Центр, 2006 г. 2. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 504 с. 3. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 160 с. 4. Заруцкая Е.А. Основы менеджмента: базовые положения в схемах: учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 113 с. 5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 736 с.
|