Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация как объект управления. Классификация организаций.
Понятие организации и ее роль в обществе. Соотношение понятий: организация, предприятие, фирма, компания. Общие черты организации. Понятие «синергетический эффект». Необходимые признаки организации. Классификация организаций. Критерии классификации организаций: формализация, форма собственности, отношение к прибыли, организационно-правовая форма, размер организации, сектор производства. Виды организаций: формальные и неформальные; коммерческие и некоммерческие; (государственные (федеральные, региональные, муниципальные) и негосударственные (частные и организации со смешанной формой собственности); отрасли первичного цикла, отрасли вторичного цикла, отрасли третичного цикла, организации четвертого сектора. Новые типы организаций: адхократические организации, партисипативные организации, многомерные (тензорные) организации, организации, ориентированные на рынок, сетевые организации (стабильные и динамические). Литература: 1. Бурачкова М.А., Хожемпо В.В. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 310 с. 2. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 504 с. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 4. Заруцкая Е.А. Основы менеджмента: базовые положения в схемах: учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 113 с. 5. Заруцкая Е.А. Тематический словарь по дисциплине «Основы менеджмента» – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 64 с. 6. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 304 с. 7. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с. 8. Семенов А.К. Основы менеджмента: Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 576 с. 9. Сухов В.Д. Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с. 10. Теория менеджмента: Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения / Под ред. А.М. Лялина. – СПб.: Питер, 2010. 11. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 558 с. 12. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
11.Жизненный цикл организации: понятие, этапы, показатели. Понятие «жизненный цикл организации». Подходы к выделению этапов жизненного цикла организаций. Основные этапы: возникновение, становление, зрелость, спад (Астонская группа). Основные этапы: выхаживание, младенчество, детство, юность, рассвет, стабильность, аристократия, ранняя бюрократия, бюрократия, гибель (И. Адизес). Литература: 1. Захаров Б.З., Мильнер Б.З. Теория организации – М.: ИНФРА-М, 2009. 2. Смирнов Э.А Теория организации. - изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
12. Внешняя и внутренняя среда организации: понятие, состав факторов, методы оценки. Внешняя среда организации и ее характеристики: взаимосвязанность факторов, сложность среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. Среда прямого воздействия: потребители, поставщики, конкуренты, контактные аудитории (финансовые круги, средства массовой информации, государственные учреждения, гражданские группы действий, местные контактные аудитории, широкая публика, внутренние контактные аудитории). Среда косвенного воздействия: экономические факторы, политические факторы, демографические факторы, социально-культурные факторы, научно-техническая среда. Внутренняя среда организации: цели, структура, технология, персонал, ресурсы, организационная культура. Литература: 1. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 864 с. 2. Сухов В.Д. Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с. 3. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 736 с.
13.Организационные структуры управления: понятие, типы, виды, методы формирования и оценка. Понятие организационной структуры управления. Цель структуры управления. Понятия, характеризующие организационную структуру управления: разделение труда и специализация; департаментализация и кооперация; связи между частями и координация; масштаб управляемости и контроля; иерархия организации и ее звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция. А также: полномочия, ответственность, делегирование, власть. Иерархический и адаптивный типы организационных структур, их характеристика и особенности. Виды организационных структур, их характеристика, а также достоинства и недостатки: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, проектная, матричная, программно-целевая, бригадная. Новые формы организаций: сетевые, виртуальные, оболочечные компании, многомерные, эдхократические, предпринимательские организации, партисипативные, организации, ориентированные на рынок. Принципы формирования организационной структуры управления. Факторы, влияющие на выбор вида организационной структуры управления: параметры организации (размер, организационно-правовая форма), стадия жизненного цикла организации, изменение организационных форм, в которых функционирует организация, уровень развития на предприятиях информационных технологий, особенности специализации производства, затраты на управление, наличие людей, имеющих необходимую квалификацию и навыки, территориальное размещение подразделений. Процесс проектирования организационных систем: формирование идеи организационного проектирования на основе маркетинговых исследований; системный анализ и структуризация проблемы (объекта); разработка производственной структуры организации (числа и взаимосвязей производственных подразделений, форм соединений, планировки подразделений и т. п.); разработка организационной структуры организации; разработка положений (должностных инструкций) о службах; разработка норм и нормативов; подбор персонала и комплектование штата организации; расчет потребности в различных видах ресурсов (по их видам, объектам и т.д.); технико-экономическое обоснование организационного проекта; согласование и утверждение проекта, передача его для использования (реализации). Методы проектирования организационных структур управления: «традиционный», «предельных затрат», нормативный, «Интроспект». Методологические подходы к проектированию организационных структур управления: метод аналогий, экспертный метод, метод структуризации целей, метод организационного моделирования. Оценка структуры управления организацией: по достижению целей организации, по параметрам системы управления. Параметры: быстрота получения и обработки информации, необходимой для принятия решений. Тенденции эволюции организационных структур. Литература: 1. Бурачкова М.А., Хожемпо В.В. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 310 с., С. 134-188. 2. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 504 с., С. 215-264. 3. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 864 с., С. 396-429. 4. Заруцкая Е.А. Основы менеджмента: базовые положения в схемах: учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 113 с. 5. Заруцкая Е.А. Тематический словарь по дисциплине «Основы менеджмента» – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 64 с. 6. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 464 с., С. 176-219. 7. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 304 с., С. 203-211 8. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с., С. 206-250. 9. Семенов А.К. Основы менеджмента: Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 576 с., С. 274-284 10. Сухов В.Д. Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с., С. 47-65. 11. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 558 с., С. 135-160 12. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008, С. 78-108.
14. Миссия и цели организации: понятие, виды, разработка и реализация. Понятие миссии и ее назначение в деятельности организации. Функции миссии: внешняя и внутренняя. Виды миссий: миссия-предназначение, миссия-политика, миссия - стратегическое видение, миссия-ориентация, миссия-философия. Группы субъектов, чьи интересы учитываются при формировании миссии: персонал, сотрудники, руководители, собственники, деловые партнеры, местное сообщество, общество в целом. Рекомендации по формулировке миссии. Основные аспекты, которые должны быть учтены при формулировке миссии: продукт или услуга, категории целевых потребителей, технологии, конкурентные преимущества, философия. Этапы процесса формулировки миссии. Проблемы формирования миссий в организациях. Понятие цели и ее роль в деятельности организации. Области выработки целей. Функции организационных целей: определение основных направлений развития, выражение предназначения организации, создание критериев, определение структуры организации, снижение неопределенности текущей деятельности, сплочение энтузиастов. Требования, предъявляемые к целям: реальность и достижимость, конкретность и измеримость, четко определенный период, непротиворечивость и совместимость, гибкость, непосредственная связь с уровнем вознаграждения, охват всех ключевых результатов, приемлемость для всех субъектов влияния. Изменение целей на различных стадиях жизненного цикла. Классификация целей, критерии: степень важности, период времени, содержание, форма выражения, уровень иерархии, значимость, стадии жизненного цикла. Основные этапы процесса разработки целей: анализ и выявление тенденций, происходящих в окружающей среде, установление целей организации в целом (определение направлений и разработка критериев), структуризация целей (построение иерархии в виде дерева целей), доведение целей до сотрудников через установление индивидуальных целей. Дерево целей и процесс дезагрегирования. Основные правила построения дерева целей. Литература: 1. Айдинян Р., Шипунова Т. Проблемы определения целей и миссии организации. https://www.klerk.ru/boss/articles/3329/ 2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 3. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 864 с., С. 396-429. 4. Деревлева М. Миссия организации (часть 2) https://quality.eup.ru/MATERIALY4/mission2.htm 5. Заруцкая Е.А. Основы менеджмента: базовые положения в схемах: учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 113 с. 6. Заруцкая Е.А. Тематический словарь по дисциплине «Основы менеджмента» – Тверь: Твер. гос.ун-т, 2010. – 64 с. 7. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 304 с., С. 74-84. 8. Смерек В. Я. Ищем миссию для компании. Часть 1. Что такое миссия и кому она нужна? https://www.intalev.ru/agregator/ssp/id_26106/ 9. Сухов В.Д. Основы менеджмента: учеб. пособие для нач. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с., С. 74-80. 10. Теория менеджмента: Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения / Под ред. А.М. Лялина. – СПб.: Питер, 2010, С.252-282. 11. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008, С. 76-86. 12. Формирование миссии и целей предприятия // https://www.stplan.ru/articles/theory/goals.htm 13. Цели фирмы и управление на их основе //https://market-pages.ru/cel/5.html 14. Шевчук А. Миссия фирмы: определение и формулировка https://www.capitalizm.org/index.php? page=articles_mission
|