Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задача 3. В задачах 1–10 даны координаты точек А, В, С
В задачах 1–10 даны координаты точек А, В, С. Требуется: а) записать векторы и и найти модули этих векторов; б) найти угол между векторами и ; в) составить уравнение плоскости, проходящей через точку С перпендикулярно вектору и изобразить ее на чертеже, используя уравнение плоскости «в отрезках». 1. А(7; –4; 1), В(12; –3; 1), С(10; 1; 5). 2. А(0; –3; 3), В(5; –2; 3), С(3; 2; 7). 3. А(–2; –1; –2), В(3; 0; –2), С(1; 4; 2). 4. А(–6; 0; 0), В(–1; 1; 0), С(–3; 5; 4). 5. А(–2; –3; –8), В(3; –2; –8), С(1; 2; –4). 6. А(1; 0; –1), В(6; 1; –1), С(4; 5; 3). 7. А(–1; 4; 1), В(4; 5; 1), С(2; 9; 5). 8. А(3; –6; –3), В(8; –5; –3), С(6; –1; 1). 9. А(1; 0; 0), В(6; 1; 0), С(4; 5; 4). 10. А(2; –8; –2), В(7; –7; –2), С(5; –3; 2).
Задача 4. Систему уравнений записать в матричной форме и решить: а) с помощью обратной матрицы, б) с помощью правила Крамера и в) методом Гаусса. 1. 2.
3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
Задача 5. Найти указанные пределы. 1. а) ; б) ; в) ; г) . 2. а) ; б) ; в) ; г) . 3. а) ; б) ; в) ; г) . 4. а) ; б) ; в) ; г) . 5. а) ; б) ; в) ; г) . 6. а) ; б) ; в) ; г) . 7. а) ; б) ; в) ; г) . 8. а) ; б) ; в) ; г) . 9. а) ; б) ; в) ; г) . 10. а) ; б) ; в) ; г) .
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Задача 1. Даны вершины треугольника АВС: А(–4; 8), В(5; –4), С(10; 6). Найти: 1) длину стороны АВ; 2) уравнения сторон АВ и АС и их угловые коэффициенты; 3) внутренний угол А в радианах с точностью до 0, 01; 4) уравнение высоты СD и ее длину; 5) уравнение окружности, для которой высота СD есть диаметр. Решение. 1. Расстояние между точками и определяется по формуле: . (1) Подставив в эту формулу координаты точек А и В, имеем: . 2. Уравнение прямой, проходящей через точки и , имеет вид: . (2) Подставив в (2) координаты точек:
Для нахождение углового коэффициента прямой АВ разрешим полученное уравнение относительно у: . Отсюда . Подставив в формулу (2) координаты точек А и С, получим уравнение прямой АС. Отсюда . 3. Угол между двумя прямыми, угловые коэффициенты которых равны и , определяется по формуле: . (3) Угол А, образованный прямыми АВ и АС, найдем по формуле (3), подставив в нее , . , рад. 4. Так как высота перпендикулярна стороне , то угловые коэффициенты этих прямых обратны по величине и противоположны по знаку, т.е. . Уравнение прямой, проходящей через данную точку в заданном угловым коэффициентом направлении, имеет вид: . (4) Подставив в (4) координаты точки С и , получим уравнение высоты : . (5) Для нахождения длины определим координаты точки , решив систему уравнений (АВ) и (): откуда , то есть . Подставив в формулу (1) координаты точек С и , находим: . 5. Уравнение окружности радиуса с центром в точке имеет вид: . (6) Так как является диметром искомой окружности, то ее центр Е есть середина отрезка . Воспользовавшись формулами деления отрезка пополам, получим: Следовательно, и . Используя формулу (6), получаем уравнение искомой окружности: . На рис. 1 в декартовой прямоугольной системе координат изображен треугольник , высота , окружность с центром в точке Е.
Задача 2. Составить уравнение линии, для каждой точки которой отношение расстояний до точки и до прямой равно числу . Полученное уравнение привести к простейшему виду и построить кривую. Решение. Пусть – текущая (произвольная) точка искомого геометрического множества точек. Опустим перпендикуляр на прямую (рис. 2). Тогда . По условию задачи . По формуле (1) из предыдущей задачи . Тогда Полученное уравнение представляет собой эллипс вида , где . Определим фокусы эллипса и . Для эллипса справедливо равенство , откуда и . То есть и – фокусы эллипса (точки и А совпадают). Эксцентриситет эллипса .
у М В F 1 А
-6 –3 0 3 6 12 х
Рис. 2
Задача 3. Составить уравнение геометрического места точек, отношение расстояний которых до точки и до прямой равно числу . Решение. Пусть – произвольная точка искомого геометрического множества точек. Опустим перпендикуляр на прямую и определим координаты точки В (рис. 3). Очевидно, что абсцисса точки равна (так как точка В лежит на прямой ), а ордината точки В равна ординате точки М. Следовательно, имеем: .
у
3 В М
–4 0 4 А х
-3
Рис. 3 По условию задачи ; так как , то получаем: Полученное уравнение представляет собой гиперболу вида , где .
Задача 4. Составить уравнение линии, для каждой точки которой ее расстояние до точки равно расстоянию до прямой . Полученное уравнение привести к простейшему виду и построить кривую. Решение. – текущая точка искомой кривой. Опустим из точки М перпендикуляр МВ на прямую (рис. 4). Тогда . Так как , то или y У’ 2 B 0 3 х Х’ –4 А M
Рис. 4 Полученное уравнение определяет параболу с вершиной в точке . Для приведения уравнения параболы к простейшему (каноническому) виду положим , . Тогда в системе координат уравнение параболы принимает следующий вид: . В системе координат строим параболу.
Задача 5. Даны координаты трех точек: А (3; 0; –5), В (6; 2; 1), С (12; –12; 3). Требуется: 1) записать векторы и в системе орт и найти модули этих векторов; 2) найти угол между векторами и ; 3) составить уравнение плоскости, проходящей через точку С перпендикулярно вектору . Решение. 1) Если даны точки и , то вектор через орты выражается следующим образом: . Подставляя в эту формулу координаты точек А и В, имеем: . Аналогично . Модуль вектора вычисляется по формуле . Подставляя в формулу найденные ранее координаты векторов и , находим их модули: , . 2) Косинус угла , образованного векторами и , равен их скалярному произведению, деленному на произведение их модулей . Так как скалярное произведение двух векторов, заданных своими координатами, равно сумме попарных произведений одноименных координат, то . Тогда . 3) Уравнение плоскости, проходящей через точку перпендикулярно вектору , имеет вид . По условию задачи искомая плоскость проходит через точку перпендикулярно вектору . Подставляя , получим: – искомое уравнение плоскости. Перенеся свободный член -30 в правую часть тождества и разделив на 30 все члены выражения, получим уравнение плоскости «в отрезках»: . Строим чертеж.
Задача 6, а. Данную систему уравнений записать в матричной форме и решить ее с помощью обратной матрицы:
Решение. Обозначим через А – матрицу коэффициентов при неизвестных; Х – матрицу-столбец неизвестных ; Н – матрицу-столбец свободных членов: С учетом этих обозначений данная система уравнений принимает следующую матричную форму: . (1) Если матрица А – невырожденная (ее определитель отличен от нуля), то она имеет обратную матрицу . Умножив обе части уравнения (1) на , получим: . (2) Но (Е – единичная матрица), а , поэтому . Равенство (2) называется матричной записью решения системы линейных уравнений. Для нахождения решения системы уравнений необходимо вычислить обратную матрицу . Пусть имеем невырожденную матрицу . Тогда , где – алгебраическое дополнение элемента в определителе матрицы А, которое является произведением на минор (определитель) второго порядка, полученный вычеркиванием -ой строки и -го столбца в определителе матрицы А. Вычислим определитель и алгебраические дополнения элементов матрицы А. – следовательно матрица А имеет обратную матрицу . Тогда . По формуле (2) находим решение данной системы уравнений в матричной форме: Откуда получаем решение Задача 6, б. Решить систему по формулам Крамера
Решение.
Задача 6, в. Решить систему линейных уравнений методом Гаусса, выполнить проверку: . (2) Решение. Составим расширенную матрицу и выполним над ней элементарные преобразования, указанные в методе Гаусса. Метод Гаусса решения системы (2) состоит в следующем: Разделим все члены первого уравнения на , а затем, умножив полученное уравнение на , вычтем его соответственно из второго и третьего уравнений системы (2). Тогда из второго и третьего уравнений неизвестное будет исключено, и получится система вида:
(3)
Теперь разделим второе уравнение системы (3) на , умножим полученное уравнение на и вычтем из третьего уравнения. Тогда из третьего уравнения неизвестное будет исключено и получится система треугольного вида:
(4)
Из последнего уравнения системы (4) находим . Подставляя найденное во второе уравнение, находим . Наконец, подставляя найденное значение в первое уравнение, находим .
Последней матрице соответствует ступенчатая система уравнений: , равносильная исходной. Из этой системы последовательно находим: Таким образом: . Выполним проверку, подставив найденные значения в исходную систему: , Каждое уравнение системы обращается в верное равенство, следовательно, – единственное решение системы. Задача 7. Вычислить пределы: а) ; б) ; в) ; г) .
Решение. а) Подстановка предельного значения аргумента приводит к неопределенному выражению вида . Для устранения этой неопределенности разложим числитель и знаменатель дроби на множители и сократим дробь на множитель . Такое сокращение возможно, так как множитель отличен от нуля при :
б) При выражение дает неопределенность вида . Для ее устранения умножим и разделим это выражение на :
в) Обозначим . Тогда и при . Применяя свойства пределов и формулу первого замечательного предела , имеем:
г) При выражение является неопределенностью вида . Для устранения этой неопределенности представим основание степени в виде суммы 1 и бесконечно малой при величины и применим формулу второго замечательного предела: . Тогда имеем: . Пусть . Тогда и при . Переходя к переменной у, получим: .
|