Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура потенциала предприятия.
При формировании и использовании потенциала предприятия проводится его декомпозиция на компоненты, устанавливаются их функции и связи, т.е. осуществляется структуризация. Оптимальная структура потенциала должна иметь минимальное количество компонентов, но, вместе с тем, они определенным образом должны выполнять заданные функции. Существует несколько возможных подходов к структуризации потенциала предприятия: 1) Блочно-модульная структуризация 2) Функциональная структуризация. Блочно-модульная структуризация потенциала предприятия основана на взаимодействии трех составляющих, которые охватывают все стратегические компоненты предприятия, позволяющие достичь поставленные цели, и наиболее полно характеризующие внутреннее состояние предприятия – ресурсов, системы управления и деятельности персонала. Рис.1.3. Блочно-модульная структуризация потенциала предприятия. В соответствии с ресурсной концепцией, потенциал предприятия рассматривается как система ресурсов, вступающих во взаимодействие и обуславливающие достижение результатов. В состав системы любого уровня иерархии традиционно включают следующие виды ресурсов: v Технологические (здания, сооружения, производственное оборудование, инвентарь, основные и вспомогательные материалы и т.д.) v Технологические (технологии, ноу-хау, конкурентоспособные технологические идеи, научные разработки и т.д.) v Организационной структуры (характер и гибкость управленческой системы, скорость прохождения управленческих решений, функциональная сбалансированность и т.д.) v Маркетинговые (выполнение маркетинговых функций, планирование, продвижение и сбыт товаров) v Кадровые (квалификация, средний возраст, уровень образования, способность адаптироваться в условиях изменении стратегии); v Финансовые (состояние активов, ликвидность, долги, наличие кредитных линий) v НИОКР и информационные (способность к научным исследованиям и разработкам новых идей, наличие достоверной информации о внешней среде и конкурентах, состояния производственной системы и возможность получения необходимой информации, наличие достоверных прогнозов развития рынка); v Организационной культуры (имидж и репутация предприятия, предпринимательские способности и предприимчивость руководителя, уровень допустимого риска, морально-психологический климат в коллективе сотрудников, отношение к инновациям); v Показатели общего пространства (месторасположение, территория, производственные и вспомогательные помещения и площади, коммуникации, возможности их расширения и т.д.). Безусловно, каждый из рассматриваемых ресурсов представляет собой совокупность возможностей, но только как следствие взаимодействия всех составных системы ресурсов, достигается эффект синергии и система получает новые свойства и возможности, которых не имеет ни один вид ресурсов. Кроме ресурсной составляющей в современной экономической теории выделяют блок системы управления: · планирование, · организация, · стимулирование · контроль. В управленческом блоке формулируется миссия, вырабатывается стратегия развития, определяются цели на ближайшую перспективу, ставятся задачи. Особое внимание уделяется деятельности персонала, поскольку любая организация – это прежде всего люди. Данный блок подразделяется на три составляющие: · аналитическую, · производственную, · коммуникационную (деятельность, направленную на взаимодействие с рынком). При этом наглядно отражается жизненный цикл товара (услуги), а также этапы развития тех или иных ресурсов, которые производятся в рамках самого предприятия. Аналитическая составляющая деятельности предприятия, включающая в себя научные исследования и разработки, является основой для производства того или иного ресурса или продукции. Производственная составляющая охватывает непосредственно деятельность, связанную с осуществлением производственного процесса. Коммуникационная деятельность несет на себе функции разработки и применения комплекса маркетинговых инструментов воздействия на рынок (продвижение, стимулирование, ценообразование, товарная политика). Вместе с тем при помощи коммуникационной составляющей обеспечивается поступление информации о внешней среде, которая необходима для управления на этапе планирования и выработки стратегических целей.
Лекция № 2 по дисциплине «Потенциал предприятия: формирование и оценка» на тему: «Формирование потенциала предприятия»
План 1. Потенциал предприятия как экономическая система 2. Общие подходы к формированию потенциала предприятия
- 1 –
|