![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль и место государственного антикризисного регулирования в рыночной экономике. Государственная антикризисная политика при различном состоянии экономики.
Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и гос системы (власти). Роль гос антикризисного регулирования заключается в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро и микро экономических кризисов. В АУ гос-во играет две роли, соответствующие двум его функциям в системе общественных отношений: 1. Публично-правовая – обеспечение законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы государства, эмиссии национальной валюты, поддержании ее курса. 2. Гражданско-правовая – государство – это тоже участник гражданских отношений, вступающий в отношения с другими участниками. В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры гос управления и госаппарата. В неустойчивом состоянии экономики осуществляется госконтроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, гос контроль номенклатуры и объема производства ряда товаров. В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жесткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления. Система госрегулирования экономики в кризисной ситуации является системой принуждения и во многих чертах сходна с административно-командной системой советского типа.
Виды государственного антикризисного регулирования и их содержание. Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяют: · нормативно-законодательное – создание правовой базы для проведения АУ (ГК РФ ст.25, 64, 65), НК РФ, ТК РФ, УК РФ, три закона о банкротстве (1992, 1998, 2002), законы о банкротстве кр организаций (сейчас не действуют) и др постановления и указы. · финансовое – использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер. Основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются гос финансовые ресурсы, и проведении бюджетной политики, призванной обеспечивать фин поддержку в кризисной ситуации и смягчать отрицательные последствия кризисов. Задачи бюджетной политики в условиях кризиса: - обеспечение управляемости экономики - обеспечение удовлетворения минимальных социальных потребностей и смягчение социальной напряженности - выравнивание уровней соц-эконом развития за счет совершенствования межбюджетных отношений. · государственная промышленная политика – прогнозирование ситуации на будущие периоды, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, которые позволят стимулировать инвестиционные программы для скорейшего продвижения реформ, сокращать и (или) ликвидировать неэффективные производства Основные черты: - определение точек роста – приоритетных направлений промышленного развития - формирование ресурсов для развития точек роста - создание условий для привлечения частного капитала - отбор участников инвестиционных программ на конкурсной основе - создание эффективных механизмов гос регулирования и контроля реализации инвест программ · перераспределение доходов – обеспечение социальной защиты различных слоев населения в целях поступательного развития экономики. Государство должно гарантировать минимальный соц пакет. Это осуществляется изъятием части доходов: - богатых слоев населения и перераспределением в пользу бедных слоев - высокодоходных регионов и их перераспределением в пользу дотационных.
|