Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 12. Демократия
Обыденное и традиционное понимание этого явления - власть народа. Но народ как целое не может быть субъектом власти, так как власть - отношение полярное, и сразу теряется объект. Власть может находиться только у некоторой части народа. В чем же специфика демократии? В том, что эта часть имеет связь с народом и не теряет ее. Демократия - власть представителей народа. Народ при этом играет важную роль - источника власти. В этом основное отличие демократического режима от прочих. Важность этой роли легко доказывается величиной средств, расходуемых политиками на избирательные кампании, пропаганду, манипуляции, чтобы народ изменил свое мнение в интересах данной политической структуры. Если бы народ при демократии не играл никакой роли, этих затрат не было бы. Другое существенное отличие демократии от других режимов - больший масштаб политического участия, причем режим не только поддерживает, но даже и активизирует дальнейший рост участия. Если рост участия по формированию власти связан с легитимацией власти, то рост прочего участия восходит к одной из причин самой демократии: демократический режим эффективнее других обеспечивает развитие и позволяет системам выдерживать конкуренцию с себе подобными. Для этого нужен готовый поддержать и усилить развитие человек, у которого должны быть разнообразные потребности, в том числе и политические. Участие же становится механизмом по доведению частных инициатив до политической системы. Также у демократии наблюдаются следующие признаки: • Юридическая декларация суверенитета народа. Решения могут приниматься только избранными народом лицами. • Периодическая выборность органов власти; прочие органы формируются выборными. • Равенство прав граждан на участие. Здесь имеются в виду именно граждане, а не все население; долгое время народом считались только состоятельные люди, которые могли содержать государство. • Решение на всех уровнях власти принимается большинством голосов; все больше решений принимается коллегиальными органами, действует принцип 1 человек = 1 голос. Демократия многообразна. Соединение демократии с правовым государством дает либеральную демократию, которой присущи приоритет прав индивида над законами государства, разделение властей (наиболее частый вариант со смешением в пользу законодательной ветви власти) и автономия меньшинства. Противоположным вариантом является деспотическая демократия, когда большинство навязывает свою волю меньшинству. В любом случае при демократии население получает возможность участвовать в принятии решения. По процедуре принятия решения выделяются следующие виды демократии: • Прямая - граждане непосредственно обсуждают и принимают решение. Сейчас элементы таковой действуют на уровне общин и муниципалитетов. К прямой демократии относится императивный мандат, когда представитель голосует согласно наказу избирателей. • Представительная - граждане выбирают своих представителей в профессиональные органы, которые и ведут политику. • Плебисцитарная - граждане принимают или отвергают проекты решений, а готовят и обсуждают их органы власти. В отличие от прямой демократии такая форма развертывается до уровня общества, но в последнее время участие населения в этой форме падает, политика становится элитарной и профессиональной; принимаемые же на референдумах решения оказываются более консервативными и менее эффективными, чем если бы их принимал профессиональный политик. Среди современных демократий наибольшее распространение получил представительный вариант. Основным каналом участия для большинства населения становятся выборы. В связи с этим большое значение для конкурирующих политических сил приобретает характер избирательной системы. Вариаций на практике множество, но основных моделей две - мажоритарная (по округам) и пропорциональная (по спискам партий). Последняя более точно отображает волеизъявление народа (доля поданных голосов примерно соответствует доле полученных мандатов с ростом величины округа), но первая обеспечивает территориальное представительство. Поскольку избирательная система легко меняется принятием властного решения, а вызываемые этим изменения значительны, то избирательные системы в политической практике часто реформируются и деформируются. Литература 1. Алексеева Т. Демократия как идея и процесс // Вопросы философии.-1996.-№ 6. 2. Голосов Г. В. Пределы электоральной инженерии: «смешанные несвязанные» избирательные системы в новых демократиях // Полис-1997.-№3. 3. Даймоид Л. Прошла ли «третья волна» демократизации? // Полис-1999.-№ 1. 4. Доган М. Эрозия доверия в развитых демократиях // МэиМО.-1999.-№5, 6. 5. Лейпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы // Полис- 1992.- №1, 2. 6. Линц X., Степан А. Государственность, национализм и демократия // Полис-1997.-№5. 7. Мадатов А.С. Пространственно-временное измерение демократии // Общественные науки и современность.- 1998.- № 1. 8. Мельвиль А.Ю. И вновь об условиях и предпосылках движения к демократии // Полис- 1997.- № 1. 9. Пшизова СИ. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Полис- 2000.- № 2, 3. 10. Сергеев В.М. Инновации, демократия и логика конкуренции // Полис-2000.-№ 1. 11. Улюкаев А.В. Демократия и общественное развитие // Общественные науки и современность.- 1998.- № 5.
|