Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Политические режимы
Стандартного и четкого определения режима не существует. Наиболее общее можно выразить так: способ отправления политики. Но это весьма многоаспектный процесс, и разные аспекты имеют разную вариацию по режимам. Пожалуй, наиболее важным фактором для режимов будет соотношение роли государственных и гражданских организаций в политическом процессе. Переменными для режимов будут легитимность, степень участия населения в политике, адаптационный потенциал, правовая обеспеченность, связь с политической культурой. В качестве основных режимов выделяют авторитарный, тоталитарный и демократический; прочие режимы выдвигаются как их промежуточные версии. Авторитаризм - наиболее простой и распространенный режим, построенный на минимуме участия и отдаленности масс от элиты. При инертности масс небольшое число людей сосредотачивает управление в своих руках. Это соответствует традиционному обществу с низким темпом развития и низкими запросами населения. Власть может творить произвол, но не проводит контроль за массами: так как у тех нет политических потребностей, то и контролировать их нет смысла. Элита и массы живут своей жизнью; политика остается делом элиты, но элита не вмешивается в частную жизнь масс, ограничиваясь пресечением влияния масс на политику. Основной ресурс режима - сила, которую применяют адресно. Оппозиция существует только тайно. Главный метод политической борьбы - заговоры и подбитие народа на восстания. Из-за концентрации власти в руках небольшого числа лиц и отсутствия открытой борьбы за власть политическую систему авторитаризма можно назвать вырожденной. При авторитаризме допускаются неполитические права человека, но никаких гарантий этих прав быть не может. Характер современных мировых отношений, в которых страны с авторитарным режимом занимают подчиненное положение, заставляет их подражать развитым странам с демократическим режимом, изображать демократию. Но делают они это весьма хитро. Так, вполне демократический механизм референдумов сейчас больше применяется при авторитаризме для легитимации решений элиты, а иногда он заменяет собой выборные процедуры, что подводится под наиболее примитивное понимание демократии «народ согласен». По экономическим возможностям авторитаризм находится между двумя другими режимами, обладая посредственными и инвестиционными, и инновационными возможностями. В условиях догоняющей модернизации он наиболее эффективен, так как позволяет проводить политику дирижизма, не оглядываясь на оппозицию и подавляя недовольных; в этих условиях можно проводить долгосрочные реформы, жертвуя текущими успехами. Авторитарная элита в отличие от демократической не зажата сроками избирательного цикла. Но, имея возможность и время реформировать, авторитарная элита на практике оказывается слишком консервативной для реформаторской политики - не хватает воли н мотивации, ведь саму элиту ситуация устраивает. При тоталитарном режиме власть стремится контролировать все общество путем введения и насаждения сверху обязательной идеологии, за уклонение от которой следуют санкции. Тоталитаризм позволяет максимально организовать общество и политику, для чего планируются все действия, пресекается инакомыслие, разрабатываются все механизмы контроля. Тоталитаризм производителен, но крайне ригиден; кроме того, часть средств уходит на содержание раздутой бюрократии и пропаганду. Личность становится антиценностью; при заданных целях (обязательная идеология) наблюдается волюнтаризм в поиске средств. Тоталитаризм - один из вариантов развития, реакции на нарастание неопределенности в политике. Он продвигает более активную политическую культуру (подданническую) по сравнению с традиционной патриархальной и создает более организованное общество, чем традиционное. Тоталитаризм возникает при массовой коммуникации, которая позволяет транслировать официальную идеологию и вести тотальный контроль. В массовом обществе происходит политизация населения, но адресные интересы еще не сформировались; отсюда происходит «эффект толпы», которая становится потребителем официальной идеологии и слепым орудием режима. Тоталитаризм возник на базе механического детерминизма, органицизма и научного скачка рубежа XIX-XX веков, когда казалось, что все имеет единую природу и при должной степени организации все проблемы можно решить. При тоталитаризме элита мыслит уже рационально - индивидуалистически, а массы - все еще традиционно - коллективистски. Тоталитаризм пользуется тем, что «дети деревни» еще неуверенно чувствуют себя в городе и нуждаются в защите. Неудивительно, что главной опорой режима становятся маргиналы, которым свойственна эмоциональность, агрессивность, эгоизм. Если принять во внимание этот аспект, то именно тоталитаризм является промежуточным режимом из трех классических, являясь изгибом модернизации. Но при этом тоталитаризм строит свое общество, непохожее на какое-либо нетоталитарное; в частности, основным социоструктурным критерием становится отношение к обязательной идеологии. Главный плюс тоталитаризма - его организованность, мобилизация всех сил на достижение цели. В экономике это большие инвестиционные возможности, Тоталитарный режим может сметать другие военным путем. Главный минус - крайне малый инвестиционный потенциал. Как только развитие стало интенсивным, страны с тоталитарным режимом откатились в разряд отстающих. Практика тоталитаризма оказалась эффективной в течение весьма короткого срока: при стабильности традиционного общества он был еще не нужен, а при динамичности современного общества - уже не нужен. Организационный и мобилизационный потенциал тоталитарного режима может быть востребован в случае нового и опасного глобального вызова. Демократический режим рассматривается в отдельной теме.
Литература
1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм.- М., 1993.- С. 33-45. 2. Латыпов Р.А. Постсоветская Россия и опыт авторитарных демократий // Полис- 2000.- № 4. 3. Матузов Н.И., Мальков А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность.- 1997.- № 2. 4. Мирский Г.И. Авторитаризм и демократия: две модели // Полис-1996.-№6. 5. Работяжев Н.В. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник Московского университета. Серия 12 «Политические науки».- 1998.-> № 1. 6. Розефет Ф. Политическая система и политический режим (институциональный кризис современной России) // Свободная мысль.-1999.-№ П. 7. Сумбатян Ю.Г. Авторитаризм как категория политической социологии // Кентавр.- 1997.- № 5. 8. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм - политический феномен XX века // Социально-гуманитарные знания.- 1999.-№ 1. 9. Цыганков А.П. Политический режим // Социально-политический журнал.- 1996.-№ 1. 10.Ха Ен Чуль. Стабильность и легитимность при Брежневе. Модель режима дрейфующего типа // МэиМО.- 1997.- № 2. 11.Хомелева Р.А., Хомелев Г.В. Основы общей политической теории.-СПб., 1995.-С. 104-115. 12.Чуланов Ю.Г. Политология.-СПб., 2001.
|