Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Политическая власть






 

Власть - принуждение к повиновению, способность субъекта заставить объект поступать вопреки собственной воле; способность навязывать свою волю другим. Как и близкие отношения влияния и управления, властное отношение является парным (субъект - объект) и вертикальным (неравенство сторон по амбициям и обладаемым ресурсам является существенным).

Политическая власть имеет признаки как общие, относящиеся к любой власти, так и специфические.

Общие свойства политической власти:

• Функциями являются постановка цели, интеграция подчиненных, обеспечение управляемости системы, в рамках которой разворачивается властное отношение.

• Мотивы власти - ради удовлетворения собственных интересов (власть как средство), ради удовлетворения властных амбиций (власть как самоцель), реже ради большой идеи или удовлетворения интересов других лиц (последняя ситуация реализуется при наличии политического рынка).

• Мотивы подчинения - привычка; страх; вера в качества субъекта, выгода Подчиненными оказываются обычные люди, и ими обычно движут одни и те же мотивы независимо от того, политическая власть или нет.

• Ресурсы власти - силовые, финансовые, информационные. Тоффлер назвал их «сила, богатство, знание». У Этциони они звучат несколько иначе - «принудительные, утилитарные, нормативные», что менее понятно, ведь всякая норма является принуждением. Во всех этих случаях нужно добавить еще один, казалось бы, очевидный компонент - сами подчиненные также являются ресурсом для властного отношения.

Специфические свойства политической власти:

• Легальность - свойство политической власти преподносить свои решения в виде законов, в случае правового государства равных для всех

• Верховенство над остальными - также может быть названо как суверенитет; выражается в монополии на использование насилия.

• Публичность - решения опубликовываются, транслируются, доводятся до масс.

• Системность - обладающие политической властью организации объединяются в политическую систему. Имея монополию на насилие, они должны координировать свои шаги.

• Многообразие ресурсов - политической власти недостаточно иметь один ресурс в большом количестве, необходимо обладать практически всеми. Обладание одним ресурсом не компенсирует необладание другим.

К основным переменным политической власти относятся концентрация, легитимность и эффективность.

Проблема концентрации политической власти появляется вследствие того, что она действует на национальном уровне. По мере развития общества происходит отказ от концентрации, разделение властей как по функциям (горизонтальное), так и по уровням (вертикальное). Наиболее простое объяснение этому - в условиях все более усложняющегося общества к политической власти требуется привлекать все большее число людей и разделять властные полномочия между ними. Но есть и другие моменты, также связанные с развитием. Верхи общества, накопив определенные сбережения, заинтересованы в стабильном и предсказуемом управлении, иначе функция сбережения теряет смысл. Концентрированная власть имеет склонность к произвольному управлению. Поэтому сама элита делает выбор в сторону разделения властей; это может происходить и гладко, и через смену правящей элиты. И напротив, если политическая система не считает нужным развивать общество, разделение властей ни к чему.

Горизонтальное разделение властей - законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

Вертикальное разделение властей - федеральный, региональный (субъекты федерации) и местный (районы и ниже) уровни власти. Даже страны, в государственном праве которых формально вертикальное разделение властей не обозначено, на практике его реализуют (Франция, Испания, Нидерланды)-

Легитимность политической власти - ее признанность объектом в качестве нормальной и справедливой. Иногда добавляют «правильной», но на обыденном уровне политического сознания доминирующие оценки более простые. Источником легитимности выступает объект, а субъект должен заслужить это признание.

Легитимность ни в коем случае нельзя путать с легальностью. Легальная власть может быть и нелегитимной, а незаконная власть (узурпация) может быть легитимной. Легальность - свойство политической власти, легитимность - свойство и приоритет для любой власти. В принципе, легальность не является для политической власти проблемой: даже самая нелегитимная и неэффективная власть преподносит свои действия как законы, на то она и власть. А легитимность, получение поддержки от народа, проблемой является.

Классификацию легитимности власти дает Вебер:

1. Традиционная - основана на мотиве подчинения «привычка», является наиболее прочной; такую легитимность практически не нужно захватывать. Она типична для традиционного общества, где между элитой и массами существует большая дистанция взаимодействия. В современном обществе такая легитимность встречается эпизодами; один из таких интересных случаев присутствует в парламентских монархиях, где монарх, сам политику не делая, как носитель традиции воспроизводит традиционную легитимность, которая распространяется и на другие органы политической системы, в результате чего та становится устойчивой.

2. Харизматическая - основана на мотиве подчинения «вера». Так как вера относится к чувствам, то данная легитимность наименее устойчива; лидеру приходится постоянно внушать, что он обладает сверхспособностями (свойство внушать это и называется харизмой). Харизматическая легитимность становится распространенной в массовом обществе со «сломанными перегородками», когда пространственная дистанция между элитой и массами уже минимальна, а социокультурная - еще огромная. Также такое происходит в периоды кризисов и трансформаций, когда происходит деформация политических ожиданий.

3. Легальная (рациональная) - основана на мотиве подчинения «выгода», на рационально понятом интересе. Вообще неустойчива, так как интересы индивидуальны и динамичны, но все же устойчивее харизматической, так как имеет логичный мотив. Построена на политическом участии. При ней фигура субъекта не имеет значения; важен образ его действия. Власть обезличивается.

Эффективность политической власти - это ее результативность, способность достигать поставленной цели (независимо от ее положительности или отрицательности) с наименьшими затратами. Затратами выступают ушедшие на достижение цели властные ресурсы, к которым добавляется еще один, пожалуй, самый важный, временной. Если власть - умение добиваться от подчиненных выполнения поставленной цели, то эффективность - насколько быстро и дешево удалось это сделать.

Легитимность и эффективность - показатели далекие, даже трудностыкуемые. Легитимность базируется на согласии власти с ценностями масс; статичной власти вероятнее быть легитимной. Эффективность как оперативное целедостижение - с динамичностью. Все же в современном обществе эффективность действий власти приводит к росту ее легитимности; рост легитимности, напротив, может убаюкать власть и снизить ее эффективность. Для власти оба показателя являются актуальными, и положительные значения обоих говорят о высоких шансах власти удержать свои позиции.

 

Литература

 

1. Вельский К. О функциях исполнительной власти // Государство и право.-1997.-№3.

2. Вебер М. Харизматическое господство // Социс- 1988.- № 5.

3. Керимов А.Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью // Государство и право.- 1992.-№8.

4. Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в Современных государствах // Полис- 1997.- № 3.

5. Крамник В.В. Имидж реформ: способы завоевания доверия // Известия СПбГУЭФ- J995.-№2.

6. Крамник ВВ. Социально-психологический механизм политической власти.-Л., 1991.-С. 6-8, 82-144.

7. Линц X. Опасности президентства // Пределы власти.- 1994.- № 7-8.

8. Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI века // Свободная мысль.- 1992, -№2.

9. Хомелева Р.А. Природа политической власти. - СПб., 1995.

10. Чулянов Ю.Г. Власть и политическая оппозиция в современной России.-СПб., 1999.

11. Шевченко Ю. Конфликт между ветвями власти и электоральное поведение в России // МэиМО.- 1999.- № 1.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал