Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Политическая идеология
Идеологию можно назвать политической, если она является доктриной, оправдывающей притязания субъекта политического процесса на власть (или использование им власти). Идеологию можно считать реально действующей, если при этом она является основанием для принятия решений. Но основная функция политической идеологии не следует из ее специфики, она такова, как у идеологии вообще - обеспечение разнообразия, вариации в действиях субъектов политики. Также можно выделить следующие функции: • стимулирование участия; • обеспечение самовыражения лиц с политическими потребностями; • легализация конкуренции в политике. Из основной функции идеологии следует, что она не может быть свойством всего политического сообщества, а только некоторой его части. Впрочем, это не касается утопий, которые пытаются привить всему обществу как устраивающую всех идеологию. Именно во всеобщности и состоит нереалистичность подобных идеологий, и по мере роста неоднородности в обществе она будет только усиливаться. Но это не означает кризиса утопий. Утопии, выполняющие функцию, противоположную идеологии, - интеграции, занимают место идеологий, когда ни одна из них не способна завоевать доверие общества. В случае значительной фрагментации общества по идеологиям ни одна из них не будет иметь определяющего значения в политическом процессе, вероятно разочарование масс, и на первую роль выходит утопия. Но торжество утопии может быть только временным, так как она нереалистична и не может быть плодотворной, приверженцы же склонны ожидать 'быстрых результатов. В итоге утопии временно играют роль идеологий при кризисе последних. Классификация идеологий строится по выдвигаемым ценностям и отношению к политической системе. Основных идеологий, поддерживающих современные политические системы, три: консерватизм, либерализм и социал-демократия. Для консерватизма основными ценностями выступают стабильность и порядок; идеология и политика призваны защитить человека, уверенно живущего своей частной жизнью и желающего иметь стабильное и понятное будущее. Главной антиценностью являются радикальные и революционные изменения. Вместе с тем консерватизм, защищая порядки настоящего, является относительной идеологией: когда меняется настоящее, меняется и консерватизм. Если консерватизм XIX века защищал позиции привилегированных сословий и выступал против широкого политического участия, то современный консерватизм, сблизившись с либерализмом, солидарен с принципами правового государства и поддерживает их. Также относительность консерватизма заключается в том, что он поддерживает национальные традиции, вариация которых в различных системах значительна. Поэтому европейские консерваторы выступают за минимальное вмешательство государства в частную жизнь, оппонируя социал-демократам, а российские - за активную роль государства (их оппонентами выступают либералы). Для либерализма основными ценностями являются человеческие права и свободы; идеология призвана защитить человека самостоятельного, не нуждающегося в помощи государства, но при этом независимого и от общественного мнения, имеющего возможность идти своей дорогой. Главной антиценностью является насилие, которое уничтожает человеческую свободу; зачастую антиценностью является и государство, которое обладает наибольшими возможностями насилия. Либерализм претендует на абсолютность, так как права человека считает высшим стандартом, подходящим для всех цивилизаций независимо от их национальных традиций. Для социал-демократии основными ценностями являются социальная справедливость и социальная защищенность; первая из них более абстрактная, носит характер декларации ч преломляется во вторую. Главной антиценностью выступает бедность, которая концентрирует человека на материальных потребностях и отчуждает от остальных Как и либерализм, социал-демократия считает, что потребности человека должны расти, но при этом внимание концентрируется на стандартных потребностях, обеспеченными которыми должны быть все. При этом обеспеченные должны помочь достичь этого порога необеспеченным -так реализуется социальная справедливость. Поскольку важную роль в обеспечении этого играет государство, то оно считается ценностью. Особенно это касается «социального государства», которое действительно ведет такую работу, но и другое тоже, так как считается, что оно может перейти в социальное. Другие распространенные идеологии не во всем поддерживают современные политические системы. Коммунизм не устраивает доминирование и в производстве, и в быту частной собственности и основанный на этом капиталистический способ производства. Национализм выделяет титульную нацию среди населения и полагает, что права титульной нации должны стоять выше прав остальных народов. «Зеленые» выступают за баланс производства и окружающей среды, против потребительского отношения к природе, которое продолжает доминировать в современной экономике. Будучи критически настроенными к политической системе, данные идеологии занимают место на периферии идеологического пространства. Литература
1. Гарбузов В. Консерватизм. Понятие и типология // Полис- 1995.-№4. 2 Громыко А.А. Победы и поражения современной социал-демократии // Полис- 2000.- № 3. 3. Игнатов А. Богословские аргументы в политической борьбе // Вопросы философии.- 1997.-№ 5. 4 Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян//Полис- 1994.-№ 1, 2. 5. Малинова 0.IO. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж // Полис. - 2001.- № 5. 6. Уткин А. Национализм и будущее мирового сообщества // Свободная мысль- 1995.-№3. 7 Федякин А В. Национальные интересы России и идеология политических партий: к постановке проблемы // Вестник Московского университета. Серия 12 «Политические науки».- 1999.-№4. 8. Чуланов Ю.Г. Власть и политическая оппозиция в современной России.-СПб., 1999
|