Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 16. Политическая модернизация
Строгого определения модернизации не существует. Когда говорят о политической модернизации, имеют в виду переход от традиционной политики к современной. Это сложные явления с множеством факторов и свойств, и определить их одной фразой едва ли возможно. Выше звучали фразы «традиционная легитимность», «традиционное государство», а также утверждалось, что наиболее соответствует традиционному обществу авторитаризм. Отсюда уже можно назвать основные свойства традиционной политики: • Политика - дело немногих и избранных; часто эта избранность имеет религиозное обоснование. Самого понятия политики зачастую нет, его заменяет понятие «власть». • Уже это показывает консерватизм политики в таких условиях - у власти консервативное начало. В условиях, когда приоритетом является сохранение действующих традиций, по другому быть не может. • Большинство населения не только не участвует в политике, но даже не имеет представления, что такая существует. Если понятие «политика» может касаться каждого, то понятие «власть» не нуждается в этом. Участие даже не нуждается в запрете - большинство населения не предпринимают попыток участия. • Раз политика отождествляется с властью и объявляется избранной, то все попытки участия подавляются. Поэтому оппозиция существует нелегально, обсуждение политики проводится тайно, формы сопротивления власти - заговоры или организация народных восстаний. • Между властью и народом происходит минимальный обмен информацией; да и говорят они на разных языках. Власть может сохранять свою легитимность независимо от характера своей политики. Чтобы удержать власть, не нужно предпринимать особых действий. У власти нет мотивов другой деятельности, кроме консервативной, за исключением амбиций отдельных лиц. Теперь, минуя множество промежуточных форм, опишем по данным параметрам современную политику. Так как модернизация -процесс коренного изменения политики, то здесь умышленно внимание концентрируется на различиях, а не на сходстве. • Политика остается делом немногих, но при этом массам сообщается лозунг, что политиком может стать каждый. • Граждане, которые не занимаются политикой, все равно могут участвовать в ней. Более того, система призывает граждан участвовать в политике. Понятие «политика» становится общекультурным, проводится политическая социализация. • Современная политика нацелена на развитие общества, на его адаптацию к новым условиям, новым вызовам среды. Цель участия - обеспечить вклад со стороны масс в развитие. Идет поиск новых идей, для чего происходит легализация идеологий, плюрализма и политического дискурса. • Для стимулирования развития населения вообще и политического участия, в частности, населению гарантированы основные права и свободы. Там, где они укоренились и воспринимаются как нечто совершенно обычное, они могут приносить и нежелательные для системы результаты - свобода антисистемных движений, идеологии нетерпимости и т. д. • Власть связана с народом механизмом выборов. Народ становится источником власти. Проблема легитимности приобретает новое звучание, у власти появляется стимул вести направленную на прогресс политику. Огромное значение приобретают пропаганда и манипуляции; власть вбрасывает в народ такой объем информации, что его трудно усваивать. Здесь обозначены наиболее масштабные изменения, показывающие процесс модернизации в целом, кардинальные и вековые изменения политики. Текущие модернизационные сдвиги дают более локальные тенденции: передача властных полномочий на региональный и местный уровни власти, распространение полимодальных партийных систем, усиление роли групп давления среди прочих субъектов политики, рост позитивного абсентеизма и т. д. О них вы можете узнать уже в процессе обучения. Встает вопрос о причине, по которой произошел комплекс таких разнообразных и взаимообусловленных изменений. Традиционная политика была достаточно логичной и самодостаточной, чтобы рухнуть благодаря рациональному фактору. Следовательно, имел место иррациональный фактор - воля и амбиции отдельных людей к собственному самовыражению и преобразованию среды. По мере разделения труда общество становилось все более неоднородным и все труднее контролируемым, что облегчало действия таких людей. Но политическая модернизация, как и всякая другая, обратима. По ходу модернизации получаем общество (в случае политической модернизации - политическую систему) более развитое и сложное, но хуже контролируемое и организуемое. В мировой истории есть примеры, как менее развитая, но более организованная сила уничтожает более развитую и менее организованную. Кроме этого, модернизация держится на росте потребляемых ресурсов, и в случае исчерпанности таковых произойдет резкий скачок, обратный модернизации. Литература 1. Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис-2001.-№3. 2. Бергер Я. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис-1995.-№5. 3. Володин Л.Г. Гражданское общество и модернизация в России // Полис-2000.-№3. 4. Крамник В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России.-СПб., 1995.-С. 53-65. 5. Крамник В.В. Имидж реформ: способы завоевания доверия // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.-1995.-№2. 6. Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис- 2001.- № 3. 7. Модернизация: зарубежный опыт и Россия.- М., 1994. 8. Пройсс У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе // Полис- 1996.- № 4. 9. Слипченко Н.П. Динамика и тенденции политического развития: взгляд из России // Латинская Америка.- 1995.- № 7. 10. Хангингтон С. Запад уникален, но не универсален // МэиМО.-1997.-№8. 11. Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития // Социс- 1998.- №. 8.
|