![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовительная часть назначение и средства
В подготовительной части занимающиеся подготавливаются к выполнению задач основной части данного урока. Частные «физиологические» задачи подготовительной части урока: 1) подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций занимающихся; 2) восстановление возможной (для каждого занимающегося) подвижности в суставах; 3) подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных напряжений. Такая подготовка не только обеспечивает успешное выполнение упражнений в основной части урока, но и в какой-то мере является профилактическим мероприятием. Однако в этой части урока занимающиеся подготавливаются не только к данному уроку. Выполняя различные упражнения, они приобретают умения управлять своими движениями в любом ритме, с различной скоростью и степенью напряжения; формируют и совершенствуют навыки в исполнении отдельных компонентов или законченных двигательных действий, овладевают школой движений. Задачи в этой части урока решаются разнообразными средствами: строевыми упражнениями, разновидностями передвижений, элементами танца, подвижными играми, общеразвивающими упражнениями без предметов, с предметами и отягощениями (палки, скакалки, гантели, набивные мячи), на скамейке и на гимнастической стенке. Строевые упражнения занимают важное место в подготовительной части урока. С их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся для выполнения различных упражнений, а также сохранять надлежащий порядок и дисциплину на занятиях. Кроме того, они способствуют формированию правильной осанки и установленной в гимнастике манеры выполнения упражнений. Разновидности передвижений — это средства, без которых, как правило, не обходится ни один урок гимнастики. Они активизируют вегетативные функции организма и в сравнительно короткое время подготавливают двигательный аппарат (особенно ноги) занимающихся к предстоящей деятельности. При подборе упражнений к уроку следует учитывать их физиологическую и учебную значимость. Иными словами, помимо упражнений, подготавливающих двигательный аппарат, органы дыхания и кровообращения (ходьба, бег, подскоки с различными положениями стоп и т. п.), рекомендуется применять и такие, которые помогут занимающимся быстрее овладеть сложными двигательными действиями (темповые подскоки вперед, различные прыжки толчком одной и обеими ногами, в том числе с поворотами и т. п.). Несмотря на очевидные достоинства строевых упражнений и разновидностей передвижений, все же основными средствами подготовительной части урока гимнастики следует считать общераз-вивающие упражнения, оказывающие всестороннее и в то же время избирательное воздействие на человека. Беспредельное разнообразие общеразвивающих упражнений позволяет занимающимся обогащать свой двигательный опыт, научиться более точно дифференцировать движения, овладеть школой движений. Выбор упражнений для подготовительной части урока определяется: •спецификой гимнастики, задачами занятий, составом занимающихся и другими условиями проведения. Комплекс общеразвивающих упражнений может состоять из упражнений чисто разминочного характера. Помимо «разминочных» упражнений преподаватель должен применять на занятиях упражнения, способствующие улучшению координации движений, воспитанию ритма, овладению основами двигательных действий. И если в этом периоде в подготовительную часть урока будут включены упражнения художественной
гимнастики, хореографии, классического балета, то это облегчит занимающимся овладение спортивным мастерством. В тех случаях, когда основное назначение подготовительной части урока сводится только к разминке, количество упражнений меньше, а форма их проще. Это, естественно, отразится и на продолжительности подготовительной части урока, которая зависит от задач урока и состава занимающихся. В частности, физиологические задачи подготовительной части урока при проведении занятий основной гимнастикой с детьми среднего школьного возраста могут быть решены в течение 5—7 мин. В занятиях со взрослыми спортсменами, находящимися в хорошей спортивной форме, на решение этих задач потребуется не более 10—12 мин. В тех случаях, когда в подготовительной части предполагается решение и образовательных задач, количество упражнений увеличивается, а содержание их меняется. Внутри комплекса общеразвивающие упражнения распределяются в порядке нарастающей интенсивности и чередуются по назначению. Говоря об интенсивности упражнений, следует иметь в виду не только величину мышечной массы, включенной в активную деятельность, но также (что важно) амплитуду и темп выполнения движений.
|