![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы информирования занимающихся об упражнениях.
К ним относятся: показ, объяснение, демонстрация наглядных пособий. Показ. Если упражнение незнакомо занимающимся, то преподаватель показывает его, чтобы создать о нем представление. Затем, после объяснения, он показывает его вновь, демонстрирует то, что было объяснено. По мере овладения техникой данного упражнения, когда у занимающихся появится потребность разобраться во всех его деталях, преподаватель время от времени повторяет показ. При этом (когда это возможно) он акцентирует главные компоненты техники: замедлением, остановками, утрированными действиями, неоднократным повторением одного и того же компонента движения. Объяснение. Если предполагается показ упражнения, то рассказывать нужно не о том, что делать, а о том, как и почему именно так надо делать. Аргументируя рекомендации по технике выполнения изучаемого двигательного действия, преподаватель должен учитывать знания и опыт своих учеников. В объяснении во всех случаях надо избегать многословия. Наглядные пособия. В большинстве случаев при показе маховых упражнений невозможно сделать паузу между двумя компонентами двигательного действия, которая так желательна для создания представления о положении отдельных звеньев тела в той или иной фазе движения. Слово, как бы оно ни было образно, тоже не может быть достаточно эффективным. Остается единственное средство — наглядные пособия (рисунки, схемы, фотографии, кинограммы). Лучше всего схематически рисовать мелом на доске. Истина легко постигается при сравнении правильного с ошибочным. Ошибки, допускаемые занимающимися на первых этапах овладения движением, известны. Поэтому можно заранее изготовить рисунки, показывающие правильное и неправильное положение тела в отдельных фазах изучаемых упражнений. 2. Оказание помощи занимающимся. Чтобы обеспечить доступность выполнения упражнения для каждого занимающегося, преподаватель оказывает им физическую помощь («проводкой»), подбирает необходимые подводящие упражнения, подсказывает, в какой момент нужно прилагать те или иные усилия. Физическая помощь. Как бы преподаватель умело ни показывал и ни объяснял упражнение, все же представление занимающегося об этом движении часто бывает расплывчатым до тех пор, пока он сам не попытается его выполнить. Однако без посторонней помощи это сделать не всегда удается. В этих случаях нужно оказать занимающемуся физическую помощь, чтобы он уточнил свои представления о заданном упражнении еще и кинестетически. Подводящие упражнения. На первом этапе обучения двигательным действиям занимающиеся испытывают серьезные затруднения. Каждая фаза двигательного действия требует перемены взаиморасположения отдельных звеньев тела, различных усилий, а все действие в целом — строгого ритма. Справиться со всеми этими задачами довольно трудно. Преподаватель должен подобрать ученику подводящие упражнения и облегчить эту задачу. Подсказ. Наиболее существенным компонентом техники, который вызывает особые затруднения у занимающихся, является ритм действий. По ходу выполнения упражнений преподаватель может в нужный момент подать звуковой сигнал или прикоснуться к занимающемуся рукой и тем самым подсказать ему правильный ритм действий. 3. Оценка качества выполнения упражнений. Чтобы повышать качество выполнения упражнения в очередных попытках, необходимо каждый раз оценивать действия занимающегося и ставить перед ним на каждую попытку конкретную задачу. Во всех случаях и особенно на занятиях с начинающими лучше давать сравнительную оценку. Тогда даже плохое выполнение, но лучшее, чем в предыдущей попытке, получит положительную оценку, ободряющую ученика. 4. Устранение ошибок. При выполнении упражнений занимающийся на первых порах может допустить одновременно несколько технических ошибок. Причем большинство из них, как Применение мер, обеспечивающих безопасность выполнения упражнений, играет особенно важную роль. Тщательная разминка, соответствующий возможностям занимающихся подбор упражнений, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического режима занятий — важнейшие условия изучения упражнений. Кроме того, необходимо надлежащим образом подготовить места занятий, внимательно и умело страховать. При первой попытке выполнения нового упражнения следует страховать каждого занимающегося. В дальнейшем можно страховать лишь тогда, когда в этом появится необходимость. При переучивании неправильно заученных упражнений нужно обеспечить очень надежную страховку, чтобы у занимающихся не было никаких оснований для проявления защитного рефлекса.
|