Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уставные особенности богослужения. В Неделю ваий - на вечерни и на утрени - поются два тропаря: первый - Общее воскресение (дважды) и второй - Спогрсбшеся Тебе крещением






 

В Неделю ваий - на вечерни и на утрени - поются два тропаря: первый - " Общее воскресение..." (дважды) и второй - " Спогрсбшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим и, воспевающе, зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне" (единожды).

 

На УТРЕНИ, по полиелее - величание:

 

" Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вешних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне ". Тропари: " Ангельский собор..." не поются. Степенна - 1-й антифон 4-го гласа: " От юности моея...". Прокимен: " Из уст младенец и ссущих...". Евангелие - только праздника (Мф., зач. 83). " Воскресение Христово видевше..." не поется, но сразу читается 50-й псалом, во время которого священник с диаконом совершает троекратное каждение вокруг ваий, поставленных на середине, около аналоя. Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: " Господу помолимся". Хор: " Господи, помилуй". Священник читает молитву на благословение ваий из Триоди: " Господи, Боже наш..." и затем трижды окропляет св. водой ваии, говоря:

 

" Благословляются и освящаются ваиа сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" (трижды). Далее хор поет: " Слава: Днесь Христос..", " И ныне" - то же. Затем - " Помилуй мя, Боже....", и стихиру: " Днесь благодать...". Канон - св. Космы Маиумского - на 12, ирмосы по дважды. Ваии раздаются молящимся во время помазания, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.

 

Употребление ваий и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа. Свечи, которые держат при вербах, означает величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

 

Кондак: " На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воэзвати". На 9-й песни " Честнейшую" не поется, Диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: " Бог Господь и явися нам", и певцы продолжают:

 

"... Составите праздник и, веселящеся, приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего".


В конце всенощного бдения (и литургии)бывает отпуст праздника: " Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш..."

 

Литургия совершается св. Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входное: " Благословен Грядый во имя Господне...". По входе - тропари: " Общее воскресение..." и на " Слава" - " Спогребшеся...", на " И ныне" - кондак праздника. Затем - Трисвятое. Прокимен: " Благословен Грядый во имя Господне...". Стих: " Исповедайтесь Господеви, яко благ...". Апостол - к Филип., зач. 247, Евангелие - от Иоанна, зач. 41. Задостойник: один ирмос 9-й песни (без припева):

 

" Бог Господь, и явися нам, составите праздник...". Причастен: " Благословен Грядый во имя Господне..."

 

Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Чотыредесятницы к Страстной седмице.

 

Примечание.

 

Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на " Господи, воззвах", литии и на стиховне поются стихиры праздника и Неделя ваий. После прокимна: " Господь воцарися..." - читается восемь паремий: 5 - Благовещения и 3 - Ваий.

 

На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) и Ваий (один раз). Точно так же и на " Бог Господь".

 

После полиелея - величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваий, после освящения ваий - стихира Ваий.

 

Канон Благовещения и Ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9-й песни вместо " Честнейшую" - припев праздника Благовещения, к тропарям же канона Ваий обычный припев: " Слава Тебе Боже наш, слава Тебе".

 

На литургии (св. Иоанна Златоуста) поются изобразительны. Входной стих: " Благовестите день от дне..." Прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и Ваий. Задостойник - Ваий. Причастен Благовещения и Ваий.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал