Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богослужения великой пятницы







 

В Великую Пятницу совершаются три основные службы: УТРЕНЯ, ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ и ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ с МАЛЫМ ПОВЕЧЕРИЕМ. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и


смерти Господа Иисуса Христа, а такие и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

 

УТРЕНЯ. " Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христе" должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание УТРЕНИ ВЕЛИКОГО ПЯТКА составляет чтение 12 Евангелий - избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

 

Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется " Аллилуиа" со стихами великопостными и тропарь: " Егда славнии ученицы..." (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными - малое каждение.

 

По скончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: " И сподобитися нам...") читается 1-е Евангелие св. Страстей.

 

Перед чтением каждого Евангелия поется: " Слава страстем Твоим, Господи" (По Уставу, петь: " Слава Тебе, Господи, слава Тебе") (а после Евангелия - " Слава долготерпению Твоему, Господи").

 

При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва.

 

Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносится малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: " И о сподобитися нам..." и читается Евангелие.

 

Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

 

После 6-го Евангелия поются (или читаются) " Блаженны " с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: " Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий", после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие - о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маиумского: " К Тебе утреннюю..." (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни " Честнейшую " не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: " Честнейшую херувим...", а хор продолжает: " И славнейшую...". Причем после 5-й песни произносится малая ектения, а


по 9-й песни - малая ектения и поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: " Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя".

 

После светильна читается 9-е Евангелие - о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: " Хвалите Господа с небес..." и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие - о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие - о погребении тела Господа в новом гробе. Затем - стиховные стихиры (они же и на вечерни на " Господи, воззвах") и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь.

 

После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком: читается " Благо есть" - единожды, Трисвятое по " Отче наш", поется тропарь Великого Пятка: " Искупил ны еси от клятвы законныя.. ", затем сугубая ектения: " Помилуй нас, Боже...". Диакон: " Премудрость". Хор: " Благослови". Священник: " Сый благословен...". Хор: " Утверди, Боже...". Священник: " Пресвятая Богородице...". Хор: " Честнейшую..." Священник: " Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: " Слава, и ныне " и " благослови", и бывает отпуст: " Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец".

 

1-й час не соединяется с утреней (кроме праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.

 

ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных), по чину великих часов в Навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На " Слава" на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). В конце великих часов читаются изобразительны " поскору", начиная: " Во царствии Твоем помяни нас Господи" и т.д. и бывает особый отпуст (см.: Служебник): " Иже нас ради, человек, и нашего ради спасения страшныя страсти и животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

 

(Этот же отпуст - в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени).

 

Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.) А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.

 

На ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня -около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м по полудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение.


Начало: " Благословен Бог..." Чтец: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", " Царю Небесный... " и т.д. После мирной ектении, стихир на " Господи, воззвах..." и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, причем перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны.

 

После паремий читаются Апостол (Коринф., зач. 125 - о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 110), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), -о страданиях и крестной смерти Господа.

 

После Евангелия - сугубая ектения, " Рцем вси...", " Сподоби, Господи...", просительная ектения и стиховные стихиры. На " Слава, и ныне" поется стихира: " Тебе одеющагося светом, яко ризою..."

 

В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы (трижды). Затем читается " Ныне отпущаеши", Трисвятое по " Отче наш", и при пении тропарей: " Благообразный Иосиф с древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое..." и " Слава, и ныне" - " Мироносицам женам..." Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма, на особом столе или гробнице. Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд также изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб.

 

Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: " Премудрость", хор: " Благослови" и прочее. Отпуст на великой вечерни в Великую пятницу тот же, что и на великих часах.

 

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господа и " На плач Пресвятой Богородицы". Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается - на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. По окончании 9- й песни вместо " Достойно" поется ирмос 9-й песни. Затем Трисвятое по " Отче наш" и читается кондак: " Нас ради распятого..." Далее 40 раз " Господи, помилуй" и читается последование обычное. По прочтении молитвы: " Упование мое Отец..." священник произносит " Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: " Слава, и ныне" и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию. (Елеем в это время не помазывают).

 

Согласно указу Святейшего Синода (в 1855 г.), вынос Плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великую Пятницу, следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священнослужители - в малое. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении " Верую" открываются царские врата и поется стихира: " Тебе одеющагося..." (каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле). Далее, при пении тропаря " Благообразный Иосиф", Плащаницу выносят (северными дверями) на приготовленное на середине храма место. Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и " На плач Пресвятой Богородицы".

 

По распоряжению митрополита Филарета (в 1855 г.) и святейшего патриарха Алексия (в 1950 г.) чин выноса Плащаницы в Великую Пятницу, совпавшую с праздником Благовещения, совершается в конце литургии, после заамвонной молитвы: поются


стиховные стихиры вечерни (в это время царские врата закрыты) и далее все совершается по обычному чину (приведенному на стр. 255-256). Затем - " Буди имя Господне", 33-й псалом и прочес литургийное окончание в отпуст (см. стр. 243).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал