![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великая суббота
В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предсказывается и славное Воскресение Христово.
Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи:
" Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный".
Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.
УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и " Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: " Благообразный Иосиф...", на " Славу" - " Егда снизшел еси и смерти..." и на " И ныне" - " Мироносицам женам...". Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.
По окончании тропарей поются " непорочны", т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или " похвалы" в честь Господа, " в мертвецех вменившагося ". В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.
"... Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение".
" Непорочны" с " похвалами" разделяются на 3 статии, или " славы", из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.
Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари:
" Ангельский собор удивися..." и совершается каждение всего храма.
После малой ектении читается седален, 50- й псалом и поется канон Великой Субботы: " ВОЛНОЮ МОРСКОЮ", представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного поснотворчества. Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды. Припев к тропарям канона: " Слава Тебе Боже наш, слава Тебе". При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники - только в фелонь и епитрахиль.
По 8-й песни вместо " Честнейшую" поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: " Не рыдай Мене, Мати", хор продолжает: " зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия".
После канона и ектении поется: " Свят Господь Бог наш" и стихиры на хвалитех, (на " И ныне " - " Преблагословенна еси, Богородице Дево..."). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного " Святый Боже..." совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, при пении " Святый Боже...", чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.
Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается священнослужителями в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне колоколов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемый другими священниками.
После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был " на престоле со Отцем и Святым Духом". Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: " Премудрость, прости". Хор поет один раз тропарь: " Благообразный Иосиф...". В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение (трижды).
Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекиила (37, 1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринф., зач. 183 - о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 113 - о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).
Далее произносятся сугубая и просительная ектения. Диакон " Премудрость" и бывает особый отпуст - тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу.
После отпуста - целование Плащаницы при пении стихиры: " Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго..." (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа - малый: " Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, стр. 271 об.).
Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе " поскору", без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: " Христос, истинный Бог наш...".
После изобразительных совершается литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. Она начинается возгласом: " Благословено Царство...". По Уставу, литургия начинается поздно, " о часе 10-м дне" (в 4-м часу дня по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества - Христова Воскресения.
На вечерни, после глубокосодержательных стихир на " Господи, воззвах" (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения " Свете тихий", диакон сразу произносит: " Премудрость" (а прокимна не бывает) и читаются 15 паремий (у Плащаницы), в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви.
По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: " Поим Господеви, славно бо прославися". Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев:
" Славно бо прославися", а чтец читает стихи этой песни.
По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: " Господа пойте и превозносите Его во веки", а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты.
После паремии следует малая ектения, возглас: " Яко свят еси..." Вместо Трисвятого поется: " Елицы во Христа крестистеся..." - в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой, Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.
Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо " Аллилуиа" поются стихи 81-го псалма с припевом: " Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех".
Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые - в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.
В Евангелии (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком.
Вместо Херувимской песни поется тропарь:
" Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: " Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа". Вместо " Достойно есть..." - ирмос 9-й песни канона: " Не рыдай Мене, Мати...". Отпуст воскресный: " Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец". После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина - в память того, что древние христиане, оставаясь в храмах от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.
|