Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности богослужения






 

Накануне (в Среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем св. Андрея Критского.

 

На утрени, после " Аллилуиа" и стихов обычных постовых поется (трижды) особым напевом тропарь: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе".

 

Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря - возглас диакона: " И о сподобитися нам...", и читается Евангелие от Луки, зач. 108 от полу: " Приближашеся праздник опреснок..." По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон: " Сеченое сечется море Чермное..." (Молитва " Спаси, Боже, люди Твоя..." перед каноном не читается). К тропарям канона припев: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". На 9-й песни канона " Честнейшую" не поем, но поем ирмос 9-й песни. Диакон запевает перед образом Божией Матери " Странствия Владычня...". Хор: " И бессмертныя трапезы...".

 

По 9-й песни - екзапостиларий (трижды): " Чертог Твой...".

 

Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: " Благо есть..." - единожды. По Трисвятом - тропарь " Егда славнии ученицы...", после которого сугубая ектения. Далее диакон произносит: " Премудрость". Хор:

 

" Благослови". Священник: " Сый благословен...". Хор: " Утверди, Боже...", и читается 1-й час.


Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов.

 

На утрени, после 1- го часа, а также после изобразительных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. " Грядый Господь на вольную страсть..."

 

Часы 3-й, 6- й и 9-й и изобразительные со слов: " Во Царствии Твоем..." совершаются вместе, " поскору", без пения. Лишь в конце изобразительных после возгласа диакона " Премудрость", поется " Достойно есть..." и прочее. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером.

 

После стихир на " Господи, воззвах" и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны.

 

После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее - обычный порядок литургии святого Василия Великого.

 

На литургии читается Апостол (Коринф., зач. 149) и Евангелие - избранные места в благовествовании трех евангелистов (Матфея, зач., 107, Луки, зач. 109 и Иоанна, зач. 44).

 

Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха: " Тело Христово приимите..." (при причащении народа), а также вместо: " Да исполнятся уста наша..." поется песнь: " Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...", в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.

 

Вместо " Достойно есть" поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться " странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы".

 

ЗАДОСТОЙНИК ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА (ирмос 9-й песни канона)

 

Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на " Гостеприимства (угощений) и бессмертной трапезы
горнем месте высокими умы, вернии, приидите, на горнем месте, приидите, вернии, насладимся,
насладимся: возшедша Слова от Слова научившеся, устремив горе наш ум. Слово пришло сюда на горнее
Его же величаем" место, как снедь верным, это узнали мы от Самого
  Слова, Которое мы прославляем" (Лк.22, 12).

 

В конце литургии произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: " Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец". (Святые храма и дня не поминаются. См.: В. Розанов. Устав, стр. 376).

 

Вечером в Великий Четверг, по Уставу, положено совершать малое повечерие с трипеснцем.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал