![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы
В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.
В Неделю ваий (воскресенье), вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, - малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского.
На УТРЕНИ, после " Аллилуиа", в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь:
" Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас".
Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении " Се, Жених..." отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.
Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании третьей кафизмы и седальна диакон произносит: " И о сподобитися нам..." Царские врата открываются и читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник - от Иоанна, зач. 84; во Вторник - от Матфея, зач. 90; в Среду - от Иоанна, зач. 41),
После Евангелия, 50-го псалма, молитвы " Спаси, Боже, люди Твоя..." и возгласа: " Милостию и щедротами..." поется трипеснец Триоди (в Понедельник - 1-я, 8-я и 9-я песни; во Вторник - двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду - 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется светилен: " Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя" (трижды).
В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.
Далее - хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на " И ныне" - чтец: " Тебе слава подобает..." и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: " Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси..." священник: " Мир всем". " Главы наша Господеви..." и произносится второй возглас: " Твое бо есть еже миловати..." Далее стихиры на стиховне, и чтец: " Благо есть исповедатися..." (дважды), Трисвятое по " Отче наш", тропарь: " В храме стояще славы Твоея...", " Господи, помилуй" (40), " Слава и ныне", " Честнейшую", " Именем Господним благослови, отче". Иерей: " Сый благословен..." Чтец: " Небесный Царю..." Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-й час, начиная: " Приидите, поклонимся...".
В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Недолю ваий и в конце служб - утрени, изобразительных и литургии, - бывает особый отпуст: " Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых...".
В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: " Ныне прославься Сын Человеческий..." (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов.
Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход - о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.
В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных
Даров.
После пения " Да исправится молитва моя..." и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник - Мф., зач. 98, во Вторник - Мф., зач. 102, в Среду - Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается. В Великую Среду в конце литургии (после " Буди имя Господне" и возгласа " Благословение Господне на вас...") последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: " Слава Тебе Христе Боже...", отпуст: " Грядый Господь на вольную страсть...".
В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.
|