Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и методы бизнес психологии






Предмет бизнес психологии — это психологические причины, закономерности и последствия активности людей как сотрудников фирмы (организации), а так же самой фирмы в целом, зафиксированные на уровне научных теорий, практических исследований, принципов и технологий деятельности в реальных или предполагаемых условиях рыночной экономики.

Как мы видим, в этом определении присутствуют понятия «рынок» и «объединение людей» одновременно. Первое методологически транслируется от экономики — через концептуальный аппарат экономической психологии. Второе идет от психологии, поскольку ее предметом всегда были люди и их объединения.

Поэтому для бизнес психологии понятия «рынок» и «рыночные отношения» на уровне, как микро -, так и макроэкономики «преломляются» через деятельность бизнес структуры — организации, фирмы или ее подразделений. Возможно — сети дочерних предприятий или объединения фирм. Тогда речь пойдет о бизнес-психологии корпораций, холдингов, трастовых и других компаний, совместных предприятий, союзов всемирно известных мощных организаций с их многочисленными филиалами,

Если фирма занимается внешнеэкономической деятельностью или в ее штате присутствуют сотрудники из других государств, то методологически ее бизнес-психология выстраивается с учетом знаний, накопленных в теории и практике международных экономических отношений, предметно — на основе знаний о психологии парного, внутригруппового и межгруппового вариантов межкультурной коммуникации и практики интеркультурного научения.

Методы бизнес-психологии — это все методы научно-прикладных психологических исследований (эксперимент, наблюдение, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности и др.), все разновидности метода анализа конкретных ситуаций (включая искусственно созданные учебные ситуации и ролевые задания), а также методы систематизации и моделирования (включая моделирование поведения субъектов рынка и рыночных процессов), проектирования и апробации новых технологий, разработки программ, составления прогнозов, обоснования рекомендаций. Особенностью и главным отличием методов бизнес-психологии от методов смежных наук является то, что они:

- «работают» только для условий рыночной системы хозяйствования,

- в качестве «константы» включают факт ориентации испытуемых на прибыль,

- удобны для применения не столько в информационно-исследовательских целях,

сколько для решения конкретных задач оптимизационного, консультативного и обучающего характера.

Проиллюстрируем сказанное на примере метода интервью. Если его применять как

метод бизнес психологии, то стоит принять во внимание следующее:

1) вопросы интервью формулируются и понимаются в терминах рыночной экономики, в контексте актуальных рыночных отношений, например, вопросы о конкурентоспособности, надежности маркетинговых мероприятий, эффективности стратегии сбыта, бизнес этике в работе менеджера по персоналу, эффектах двойной экономики и такой же морали, и тому подобном;

2) вопросы о социальной и психологической регуляции профессиональной деятельности бизнесменов изначально строятся на такой стержневой характеристике, как прибыль; мотивация персонала этой характеристике не противоречит, иначе о карьере в сфере бизнеса не может быть речи — соответственно этому вопросы интервью группируются вокруг тем «прибыль», «карьера», «положение», «риск», «отношение к собственности», «деловое партнерство», «имидж», «престиж», «миссия», атемы нематериальных ценностей, гуманистических идеалов, общественных интересов и бескорыстных поступков фактически отсутствуют;

3) способ обработки результатов интервью всегда обещает дать ответ на тот или иной практический вопрос, помочь разрешить сложную ситуацию, исправить предконфликтное положение в отношениях с сотрудниками или партнерами, разработать программу длительного психологического сопровождения или краткосрочного обучения административного совета, психологической подготовки или целевого тренинга персонала, наметить пути корректировки общей стратегии, частных тактик или отдельных приемов деятельности организации, уточнить ее реальное положение на рынке, построить психологический прогноз и многое другое.

3. Основные понятия бизнес психологии: бизнес-структура, бизнес-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал