Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о технологиях и психотехнологиях.
Итак, в качестве инструментария для научно-практического описания деятельности бизнес структуры (организации, фирмы) мы ввели и определили систему понятий о бизнес процессах и уровнях их функционирования, а также о бизнес сетях и механизмах их взаимодействия. Приводя примеры, мы, по сути дела, описывали отдельные звенья, узлы, аспекты общей наблюдаемой картины деятельности бизнес структуры. Для обеспечения возможности проведения дальнейшего более глубокого анализа деятельности бизнес структуры (фирмы) становится необходимым введение некоторого объединяющего обозначения, в качестве которого в нашем контексте удобно использовать ставшее уже привычным в сфере бизнеса понятие о технологиях. По сути дела, технология применительно к организации - это некоторая последовательность работ, составляющих содержание деятельности этой организации. В широком смысле люди могут быть включены или не включены в технологию (во втором случае говорят об автоматизированных технологиях). Нас же в рамках бизнес психологии интересует, конечно, только первый случай. Известны различные классификации технологий. Например, по аналогии с типами алгоритмов: линейные (каждый последующий технологический шаг строго и однозначно следует за предыдущим), разветвленные (последующих шагов несколько, выбирается тот, который соответствует одному из заранее известных условий), адаптивные (условие, определяющее последующий шаг, заранее не известно, оно формируется по мере выполнения технологии). Чтобы отличить первые две технологии от третьей, их иногда называют конечными, а третью — вероятностной. А если необходимо противопоставить первую технологию двум другим, ее называют жесткой, а две другие — мягкими. Когда говорят о контурах управления в организации, часто употребляют разделение технологий на горизонтальные (одноуровневые) и вертикальные (межуровневые). В специальной литературе последних лет активно используется термин «информационные технологии». Реже, но встречаются термины «коммуникативные» и «организационные» технологии, что в целом соотносимо с нашей типологией бизнес сетей. Если продолжить сопоставление общепринятых представлений о технологиях с введенными нами понятиями, то можно попытаться дать определение технологий деятельности бизнес структуры в более узком смысле. Технологии бизнес структуры — это стойкие, часто повторяющиеся объединения определенных тактик и (или) приемов деятельности, направленные на достижение поставленных целей В психологии речь всегда идет о людях, поэтому мы далее будем говорить о бизнес-психотехнологиях. А поскольку человек — это всегда система вероятностная, мы будем иметь в виду, что бизнес технологии, если они связаны с людьми (бизнес-психотехнологии), не могут быть жесткими, линейными, конечными, то есть однозначно заданными. В той мере, в которой человек — система вероятностная, бизнес-психотехнологии могут быть только мягкими, разветвленными, адаптивными. Итак, бизнес-психотехнологии, как мы утверждаем, позволяют описывать и оценивать деятельность бизнес структуры (организации, фирмы) одновременно в нескольких ракурсах: - по уровням — на уровне стратегии, внешних и внутренних тактик, операциональных приемов, составляющих содержание отдельных действий или повседневного поведения сотрудников фирмы, - по сетям — коммуникативной, информационной и организационной, - в целом — по тому, какие уровни в деятельности организации присутствуют, как функционируют сети и насколько эффективно обслуживает их работу мета-сеть. Конкретное содержание бизнес-психотехнологий или их звеньев обнаруживается в ходе оргконсультативного исследования бизнес структуры, проводимого с помощью эмпирических методов (наблюдения, интервью, беседы, фокус-групп, анализа документов и продуктов деятельности, анкетирования, опроса, психодиагностических процедур). Например, приведенные в конце первой главы вопросы к фрагменту не стандартизованного интервью с руководителем или группой сотрудников выстроены следующим образом: вопросы о стратегии, о внешних и внутренних тактиках, о простроенности и характере взаимодействия бизнес сетей, об ориентации руководства на повседневное поведение и потребности персонала. Результатом такого интервью могут стать выводы о том, какой уровень деятельности характерен для данной организации, в действительности ли руководитель выстраивает стратегию фирмы либо только декларирует это? Занимается ли реально в данной организации кто-то фирменным стилем, или сотрудники ведут себя повседневно «кто во что горазд»? Какая бизнес-сеть в организации преобладает? За счет «провала, «какой сети это становится возможным? Какие негативные эффекты это дает организации? Можно ли это исправить? На какие позитивные эффекты функционирования сетей и их взаимодействия можно опереться при планировании психологического сопровождения? Наконец, как выстроена в организации система управления, — какие из перечисленных звеньев (пространств), она охватывает, а какие — нет? Как отличается видение этих вопросов у руководителей подразделений? Как с этим соотносятся объективные показатели деятельности организации?
|