Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуально-типологический подход в бизнес - психологии
Продолжая следовать принципу анализа деятельности, бизнес структуры от более широкого («внешнего») к более узкому («внутреннему») контексту, перейдем от рассмотрения вопросов общественной жизни к вопросам человека — как главного «рабочего элемента» бизнес структуры. Мы полагаем, что относительно «внутреннее» в бизнес психологии пространство анализа—это нечто «исходно человеческое», индивидуально-личностное, присутствующее в каждом бизнесмене. Для описания этого пространства попытаемся определить основания для возможных психологических типологий бизнесменов и описать выделенные по этим основаниям типы с точки зрения индивидных, индивидуально-психологических, личностных и общих культур антропологических особенностей человека как субъекта деятельности. Для обозначения места, роли и оснований индивидуально-типологического подхода в бизнес психологии дополним ее основу, о которой шла речь в первой и второй главах, некоторыми новыми базовыми положениями и понятиями. 1. Бизнес-психология, как научно-практическая дисциплина, ориентирована преимущественно на коллегиально консультативный уровень работы со знаниями, в основе которого лежит так называемый каузальный подход (причинно-следственная парадигма), предполагающий проведение таких операций, как: анализ, верификация, типологизация, планирование, проведение эмпирических исследований и их психологическая интерпретация, моделирование и прогноз поведения людей или организаций в условиях рыночной экономики. 2. Это отличает бизнес-психологию от психологии бизнеса, ориентированной преимущественно на житейский уровень работы со знаниями и имеющей своим предметом психологические закономерности, зафиксированные на уровне здравого смысла, а в качестве метода использующей многочисленные и разнообразные советы или рекомендации (декларативно-дидактическая парадигма). 3. Соответственно предметом бизнес-психологии мы условились считать психологические причины, закономерности и последствия активности людей как сотрудников фирмы, а также самой фирмы (организации) в целом, зафиксированные на уровне научных теорий, практических исследований, принципов и технологий деятельности в реальных или предполагаемых условиях рыночной экономики. 4. Объекты бизнес-психологии — это бизнес процессы, то есть динамические проявления причин, закономерностей и последствий активности людей как сотрудников фирмы и самой фирмы (организации) в целом. 5. Субъекты бизнес-психологш (в состав которой входит бизнес-практика) — это бизнес структуры, активность которых можно изучать на двух уровнях: - на организационном (поведение бизнес-структуры в социально-экономическом пространстве, ее стратегическое самоопределение, профиль деятельности, техническая и технологическая оснащенность, связи с общественностью и т.д.) - на человеческом (психологические особенности поведения людей, которые, проявляясь не только в обыденной жизни, но и в работе, влияют на характер протекания бизнес-процессов и определяют в болыпей или меньшей степени активность всей бизнес-структуры). Первый уровень изучения активности бизнес-структуры выстраивается на основе многоаспектного анализа конкретной или предполагаемой ситуации, в рамках которой осуществляется или планируется бизнес-деятельность. Один из таких аспектов — социокультурный контекст. Например, анализ социокультурной ситуации в пост советской России позволяет объяснить относительно слабую ориентацию отечественных бизнес-структур на стратегический уровень развития, их вынужденную зависимость от иностранного капитала. В то же время анализ социокультурной ситуации в дореволюционной России обнаруживает тенденции к эмансипации русского бизнеса от иностранного руководства и иностранного капитала. Второй уровень изучения активности бизнес-структуры предполагает выявление факторе, определяющим индивидуальное человеческое поведение, и на этой основе— выделение и описание различных типов поведения. По своей сути это и есть индивидуально-типологический подход в бизнес-психологии. Контрольные вопросы: 1. Правила, регулирующие деятельность фирмы. 2. И.А. Аносов о стратегическом управлении. 3. Стратегический уровень. Внешнетактический уровень. Внутренний уровень. Операциональный уровень. Стратегия бизнес – структуры. Тактика бизнес – структуры. 4. Понятие о технологиях и психотехнологиях. 5. Линейные, разветвлённые, адаптивные алгоритмы. Литература 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психотерапии. – М., – 1993, 240с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высш. учебн. завед.- М.: Аспект Пресс, 1997.- 376 с. 3. Бадхен А. Что такое психотерапия.– Спб., 2003, 350 с. 4. Дудченко В.С. Онтосинтез жизни.–М., 1999, 135 с. 5. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 475 с. 6. Петрушин В.И. Психология менеджмента.– М., 1996, 320 с.
|