Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессы, бизнес сети






Бизнес-структураэто учреждение (организации, фирма), деятельность которого осуществляется в сфере бизнеса.

Например, это может быть торговая фирма, производственное предприятие, акционерное общество, рекламное или информационное агентство, коммерческое учебное заведение, биржа, холдинговая компания, товарищество, контора, бюро, банк.

Бизнес процессыэто динамические показатели (траектории, маршруты) деятельности бизнес структуры.

Бизнес сети (или слои внутри бизнес структуры) — это различные аспекты функционирования бизнес структуры, обеспечивающие ее целостность.

В специальной литературе можно встретить разные термины для обозначения последнего понятия («подструктуры», «контуры», «сферы»), но наиболее часто все-таки пользуются словом «сеть»: организационная, коммуникативная и информационная.

Организационная сетьэто совокупность производственно-функциональных взаимосвязей, обеспечивающих деятельность бизнес-структуры (организации, фирмы, ее подразделений). Применительно к людям — это их деловые отношения и производственные функции. Коммуникативная сетьэто совокупность существующих между сотрудниками симпатий и антипатий, то есть их личные отношения.

Информационная сетьэто налаженные в фирме пути прохождения информации, а также реальные информационные потоки и информационная база. Сюда же относятся и скрытые пути распространения информации в фирме.

Важно отметить, что от оптимальности совокупного функционирования всех трех сетей зависит эффективность деятельности фирмы в целом.

Например, понятно, что фирму будет лихорадить, если в ней происходит дублирование функций или, наоборот, какой-то важный производственный процесс функционально не обеспечен, то есть за него никто не отвечает. В первом случае можно говорить о противоречиях («накладках», «склейках»), а во втором — о своеобразных дырках («пустотах») в организационной сети. Кроме противоречий и дырок, можно в сети обнаружить еще и циклы («замкнутые круги», «зажимы», «воронки») — это такие несоответствия производственных процессов и функциональных обязанностей персонала, которые приводят ко всем известным проявлениям круговой поруки или «спихивания по цепочке». Аналогичные противоречия, циклы и дырки (терминология школы оргдеятельностных игр) можно с легкостью обнаружить и в коммуникативной сети — это5, конечно же, межличностные обиды, конфликты и ссоры, сплетни, подозрительность и недоверие. Есть аналогичные проявления и в сети информационной — это избыток, бесполезность или острая нехватка информации. Парадокс взаимодействия бизнес-сетей состоит в том, что, как правило, не позитивные, а негативные моменты работы одной сети имеют обыкновение переходить на другую. Происходит что-то похожее на заражение. Например, руководитель не довел до сведения подчиненных нужную информацию, что тут же было компенсировано в неформальной среде слухами и домыслами, искажающими отношение отдельных сотрудников к своим функциональным обязанностям. Налицо информационная дырка — коммуникативный цикл — организационное противоречие.

Другой пример. Группа сотрудников перессорилась, выясняя отношения, и это сказалось на их работе. Руководитель, получив информацию о срыве дневного задания, сделал выводы о некомпетентности сотрудников и уволил их. Имеем дело с коммуникативным противоречием — информационным циклом и организационной дыркой.

В практике бизнеса таких примеров можно отыскать немало. Однако важно их не только увидеть и проанализировать, но и попытаться найти способ наладить оптимальную совокупную работу бизнес сетей.

Для этого удобно предположить, что в фирме может существовать (или быть намеренно построена) некая дополнительная искусственная сеть (мета-сеть), содержание которой составляют специально разработанные технологии оптимизации 'работы основных сетей, а также состыковки работы их отдельных элементов как внутри, так и между сетями.

Иными словами, если схематически представить основные сети в виде трех параллельных плоскостей, то мета-сеть — это некоторая ортогональная им плоскость-сечение (если не упрощать, то сети можно изображать в виде объемов, многомерных фигур, динамических конгруэнтностей и т.д.). (См. рис.1.)

В бизнес структуре мета-сеть имеет важное предназначениеобеспечение возможности взаимодействия элементов трех основных рабочих сетей по типу «каждый с каждым».

Например, коммуникативная сеть поглощает организационную (берут людей в фирму по личным симпатиям, а не по деловым качествам — вот они и относятся к своим функциям на уровне симпатий-антипатий, а фирма в это время прогорает) или наоборот (берут на работу хороших специалистов и обращаются с ними, как с роботами).

Организационная сеть

Коммуникативная сеть

Если мета-сеть работает неполноценно, это является показателем неполноценности всей бизнес структуры. Такое чаще всего происходит, когда и организации одна из основных сетей полностью поглощает другую. Бизнес-структура оказывается перекошенной и в силу этого не эффективной.

 

 

Информационная сеть

Рис.1. Бизнес сети

Другой случай — мета-сеть полностью или частично отсутствует, и не обеспечивается связь между основными сетями. Тогда бизнес-структура раздроблена (в ней «правая рука не знает, что делает левая», подразделения напоминают басню дедушки Крылова «Лебедь, рак и щука», а сотрудники, что называется, «сидят на иголках»).

Мета-сеть фирмы наиболее часто становится в бизнес психологии предметом специального анализа, поскольку именно с ее помощью можно моделировать и развивать желаемое взаимодействие бизнес сетей, оказывая этим влияние на бизнес-структуру в целом. Осуществляется это как целенаправленная консультативная, проектировочная и управленческая деятельность, включенная в структуру основной деятельности фирмы.

Контрольные вопросы:

1. Объект, предмет, задачи психологии рекламы и бизнеса.

2. Сходство и различие понятий «бизнесмен», «предприниматель», «менеджер».

3. Психология менеджмента. Методы. Бизнес – структура, бизнес – процессы, бизнес-сети, парадокс взаимодействия бизнес-сетей.

4. Информационная сеть.

5. Коммуникативная сеть.

6. Мета – сеть.

7. Диагностика психологических характеристик.

8. Понятие психологического воздействия.

9. Различия психологии менеджмента и организационной психологии.

10. Общие принципы психотерапевтического воздействия коммерсанта.

11. Понятия инстинкта, потребностей, мотивации.

12. Мотивы человеческого поведения по С. Райсу.

13. В чем сущность деятельностного подхода А.В. Петровского, социометрического подхода Я.Л. Коломинского, параметрического подхода Л.И. Уманского, управленческого подхода Е.С. Кузьмина?

Литература:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психотерапии. – М., – 1993, 240с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высш. учебн. завед.- М.: Аспект Пресс, 1997.- 376 с.

3. Бадхен А. Что такое психотерапия.– Спб., 2003, 350 с.

4. Дудченко В.С. Онтосинтез жизни.–М., 1999, 135 с.

5. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 475 с.

6. Петрушин В.И. Психология менеджмента.– М., 1996, 320 с.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал