Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения, выносимые на защиту






1. Право общего пользования на вещи было известно еще римскому праву. К объектам общего пользования законодательство того времени относило воздух, море, реки, озера, дороги и т. п. В древнерусском государстве также существовали земельные участки общего пользования, к которым относились сенокосы, выгоны, пастбища. С течением времени понятие земель общего пользования не претерпело значительных изменений, оно дополнялось с развитием общества, в частности, в него вошли земли общего пользования населенных пунктов (улицы, парки, скверы, бульвары).

2. Понятие земель общего пользования закреплено в различных законодательных актах, тем самым подтверждается его межотраслевой характер. Основополагающая норма о порядке использования таких земель закреплена в ст. 262 Земельного кодекса РФ. Также положения, касающиеся земель общего пользования содержатся в Земельном, Градостроительном, Водном, Лесном кодексах РФ, федеральных и региональных законах, подзаконных актах. Исходя из анализа норм, можно выделить признаки земель общего пользования: открытость участков для доступа неограниченного круга лиц; возможность свободного использования природных объектов, расположенных на участке; отсутствие необходимости в получении разрешений для доступа на земельный участок либо для использования природных объектов, расположенных на нем; установление пределов пользования участком в законе или ином нормативном правовом акте, а также самим собственником; публичная собственность на земельный участок; запрет приватизации.

3. Законодательство не выделяет земли общего пользования в качестве отдельной категории земель. Подобные участки можно выделить в составе всех категорий, перечисленных в Земельном кодексе РФ, с изъятиями, установленными законом. Статус земель общего пользования приобретается в силу фактического состояния земельного участка, а не решения уполномоченного органа. При этом, из анализа норм Земельного кодекса РФ можно выделить следующие виды земельных участков общего пользования: 1) дороги, в том числе земельные участки, используемые для прохода и проезда; 2) береговая полоса водного объекта общего пользования, а также земли, занятые такими водными объектами; 3) территории общего пользования в населенных пунктах; 4) леса.

4. В качестве основных правомочий лиц по использованию земельных участков общего пользования называется право находиться на таком земельном участке и пользоваться природными ресурсами, с учетом положений законодательства. Помимо этого, закон допускает приобретение данных участков на праве аренды, а судебная практика признает право собственника на проведение работ по благоустройству земель общего пользования. Немаловажным является вопрос налогообложения земель общего пользования. Современное законодательство не содержит норм о полном освобождении земель общего пользования о налогообложении, такое освобождение предусмотрено лишь для отдельных видов. Однако мы считаем такую позицию законодателя необоснованной.

5. Исходя из положений закона, можно сделать вывод, что земли общего пользования являются ограниченными в обороте. Это подтверждается законодательным запретом на приватизацию земель общего пользования. Однако данное положение порождает серьезные споры как в литературе, так и на практике. Считаем необходимым установление в законодательстве перечня видов деятельности, которые разрешены на землях общего пользования, а также обязательное указание при заключении договора аренды о невозможности приватизации участка в дальнейшем.

6. Закон не содержит специальных норм об охране земель общего пользования, однако практика широко применяет к ним общие положения об охране земель, закрепленные в Земельном кодексе РФ. При этом на сегодняшний день по-прежнему существуют проблемы, связанные с нецелевым использованием земельных участков общего пользования, на что хотелось бы обратить серьезное внимание законодателя.

7. Специфика правового регулирования земель общего пользования населенных пунктов заключается в применении к данному вопросу норм градостроительного законодательства. Правовой режим таких земельных участков напрямую зависит от правового статуса красных линий, которыми очерчиваются их границы. Однако в судебной практике их правовой статус оценивается противоречиво: с одной стороны, установление красных линий само по себе не влечет нарушений прав собственника земельного участка, с другой — не допускает возможности приватизации. В этой связи, мы придерживаемся точки зрения, высказанной в литературе, о дифференциации красных линий на существующие, которые ограничивают оборотоспособность земельного участка, и планируемые, которые не будут иметь юридического значения. Это будет способствовать единообразию в применении действующих законодательных норм.

8. В законодательстве РФ серьезное внимание уделяется правовому режиму автомобильных дорог общего пользования. Из его особенностей следует выделить возможность нахождения автомобильной дороги общего пользования в частной собственности, что является исключением из общего правила о землях общего пользования.

9. Актуальным на сегодняшний день является вопрос об обеспечении права граждан на свободный доступ к береговой полосе и водным объектам общего пользования. В той связи разработаны два законопроекта, содержащие совершенно противоположные нормы. Один, разработанный Минприроды России, направлен на создание гарантий для реализации прав граждан на доступ к водным объектам общего пользования. Однако он до сих пор не внесен в Государственную думу РФ. Другой же, внесенный на рассмотрение в Государственную Думу РФ Костромской городской Думой, наоборот, направлен на ограничение доступа граждан к водным объектам общего пользования при эксплуатации на территории береговой полосы гидротехнических сооружений и опасных промышленных объектов. То есть здесь также есть благая цель — защита жизни и здоровья граждан. Безусловно, нельзя не отметить приоритет охраны жизни и здоровья населения, однако нельзя забывать и гарантиях реализации законодательно установленных прав человека. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на проект, предложенный Минприроды России.

Структура работы включает в себя три главы, содержащих восемь параграфов. Общее количество страниц – 67, количество использованных источников – 78.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал