Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития эк. стратегий государств в условиях однополярного мира.






 

Страны ОПЕК, добившись контроля над ценообразованием, значительно увеличили мировые цены на нефть, что резко изменило платежные балансы всех стран мира, что повлекло за собой эк. кризис 1974 — 1975 гг., при котором высокие темпы инфляции сопровождались спадом производства и большой безработицей.

Антикризисные меры, проводимые на основе кейнсианства, смешанного с монетаризмом, не могли преодолеть причины кризиса, кроющиеся в дея­тельности неподконтрольных государствам ТНК. Выход из кризиса обеспечил еврорынок:

1) страны-экспортеры капиталов выступили в роли посредников, обеспечив перекачку нефтяных капиталов из стран-экспортеров нефти развивающимся странам-импортерам нефти, в результате чего резко возросла задолженность последних;

2) переход к многовалютному стандарту с демонетизацией золота и рыночным определением плавающих валютных курсов, базой для которого были СПЗ, привязанные к курсу доллара США, вследствие чего развитие пошло в направлении долларового стандарта;

3) для недопущения кризисов перепроизводства ТНК выбрали концепцию функционального суверенитета, предполагающую либерализацию мировой экономики с передачей части эк. функций государств МО;

4) для недопущения импорта инфляции через обесценивающиеся доллары США страны ЕС в 1979 г. ввели европейскую валютную систему (ЕВС), организованную по принципу европейской валютной змеи. Ее базой стала европейская валютная единица (ЭКЮ), частично обеспеченная золотом. Принципы функционирования ЕС с передачей некоторых прав государств наднациональным органам усиливали позиции лидера — ФРГ за счет других стран ЕС;

5) 1979 – 1980 гг. – второй нефтяной шок; ЕС усилил свою конкурентоспособность по отношению к США за счет большего количества нефтедолларов, направляемых в ЕС. Для улучшения своего платежного баланса США взвинтили % за кредиты. %-ой гонке последовали страны ЕС – увеличение доли неторговых платежей в международных расчетах, что определило большее влияние еврорынка на курсы валют по сравнению с торговыми балансами. Посредством передвижения «горячих денег» еврорынок стал способным вызвать валютный кризис в любой стране. Т.к. в международных расчетах всегда преобладают доллары США, то валютный кризис всегда используется в их пользу;

6) политика высоких % помогла привлечь нефтедоллары для инвестирования в экономики развитых стран. Разногласия стран, входящих в ОПЕК, помешали им выработать единую ценовую стратегию. Падение доходов повлекло их отказ от инвестиц. проектов. Диспропорциональность экономики, выразившаяся в отставании с/х и в росте соц. неравенства, заставила страны ОПЕК обратиться за займами на мировой рынок ссудных капиталов;

7) 1980 — 1982 гг. – кризис стратегии гос. регулирования экономики, основанного на запуске умеренной инфляции. Выбор был сделан в пользу монетаризма, который рассматривает мир как «единую мастерскую» с гибкими товарными ценами и валютными курсами, обеспечивающими эк. равновесие. Вмешательство государства в экономику признается в области денежно-кредитной политики и институциональных преобразований. Поскольку прирост ден. массы в обращении зависит от прироста золотовалютных резервов государства и, прежде всего, от перспектив получения им займов на еврорынке, то практическая реализация рекомендаций монетаризма означает усиление власти ТНК в экономике всех государств для построения однополярного мира;

8) США первыми из стран приняли меры к дерегулированию нац. фин. рынка, чтобы сделать его конкурентоспособным с еврорынком. К евродолларам стали относить всю массу долларов, используемых для депозитно-ссудных операций во всех странах, включая США. Для повышения своей конкурентоспособности европейские фин. центры устремились к либерализации своих фин. рынков, что обеспечило к началу 90-х гг. их фин. интеграцию с еврорынком. Гигантский импорт капитала для финансирования бюджетного дефицита США, спекуляция недвижимостью, рост задолженности стран Латинской Америки, частных лиц по кредитным карточкам и промышленного сектора развитых стран привели к тому, что ножницы между реальной экономикой и раздутыми финансами раскрылись до уровня, положившего начало депрессии 90-х гг;

9) для противостояния гегемонии США страны Западной Европы решили создать эк. и валютный союз (ЕВС) с единой общеевропейской валютой «евро». Чтобы вызвать доверие к евро, Маахстрихтское соглашение предусматривает проведение странами, претендующими на членство в ЕВС, дефляционной политики;

10) повышение %-ых ставок еврорынка, «съедающее» поступления от экспорта, вызвало в 80-х гг. кризис неплатежеспособности развивающихся стран и смену в них курса индустриализации на открытость экономики для иностр. инвесторов. Вывоз капитала регулируется МВФ и Всемирным банком, жесткость условий которых тем выше, чем больше задолженность страны. Т.к. доллары служат залогом для многочисленного выпуска денег в других странах, то для удовлетворения растущего на них спроса платежный баланс США имеет дефицит, являющийся источником мировой инфляции. Происходит усиление главенствующей роли США в организации мировой экономики, сопровождаемое повсеместно ростом соц. расслоения;

11) для противостояния ТНК развивающиеся страны объединяются в региональные валютные группировки, что еще больше усиливает зависимость от развитых стран;

12) в 80-х гг. СССР продолжил эксперименты с нормативным распределением прибыли и институциональными преобразованиями экономики. Тенденция увеличения разрыва между темпами роста ЗП и ПТ, ведущая к росту спекуляций и очередей, дополнилась тенденцией роста товарооборота с развитыми странами с ухудшением сальдо торговых взаиморасчетов с ними. Страна все более превращалась в сырьевой придаток мировой экономики, зависящий от мировых цен на нефть, импорта оборудования и продовольствия. В условиях ухудшения конъюнктуры на мировом рынке нефти, отсутствия в стране Центра разработки соц. эффективной стратегии, власть обратилась за помощью в МВФ. Началась трансформация централизованного управления отечеств. инвестициями в пользу привлечения иностр. инвестиций, что нанесло последний удар по стратегическому преимуществу СССР в конкурентной борьбе с США и привело к развалу супердержавы. Условия предоставления помощи государствам СНГ, образовавшимся на месте СССР, определяемые МВФ и Всемирным банком, способствовали трансформации их стратегий в долговые, поставившие под угрозу безопасность этих государств;

13) альтернатива для стран-членов СЭВ - выход на соц. эффективную стратегию развития, допускающую все формы собственности, эффективно работающие на устойчивый рост реальной платежеспособности нац. валюты. Однако все реформы, проводимые в них под флагом демократизации партийной номенклатурой, усиливали стихийную организацию, а с ней и бюрократизацию экономики. Росли темпы инфляции и внешняя задолженность стран. В конце концов, произошло накопление критических условий для развала СЭВ и перехода его стран к фин. стабилизации. Т.к. власть, раскрутившая высокие темпы инфляции, потеряла кредит доверия у граждан, то переход к фин. стабилизации был осуществлен с помощью МВФ, потребовавшего проведения жесткой денежно-кредитной политики с замораживанием ЗП и открытием экономики для иностр. инвесторов;

14) выросший к 90-м гг. гос. долг более не дает государствам возможностей для маневра эк. ресурсами. Отсрочку кризиса мировой экономики дал эк. кризис в Восточной Европе и СССР. Политика дефляции в развитых странах сопровождается низкими темпами эк. роста, снижением инвестиц. активности и ростом безработицы. Состояние платежного баланса США продолжает ухудшаться. Все более обостряется проблема безработицы для стран ЕС. Общепринятая оценка выхода Японии из эк. спада в долгосрочной перспективе — пессимистическая. Власти развивающихся стран смирились с быстрорастущей зависимостью нац. экономик от краткосрочного капитала, ведущей к периодическим региональным кризисам, усиливающим влияние США в регионах;

15) высокие темпы эк. роста Китая, который сопровождается усилением диспропорциональности экономики, высокими темпами инфляции и растущей внешней задолженностью, ведущей к его зависимости от ТНК;

16) дефолт в России 1998 г. объясняется реализацией ею долговой стратегии и ухудшением платежного баланса по текущим операциям; растет диспропорциональность экономики и зависимость ее от движения иностр. инвестиций при ухудшении конъюнктуры на мировых рынках нефти. Благодаря высоким мировым ценам на нефть России удалось быстро вернуться в фазу фин. стабилизации, сопровождаемую низкими темпами эк. роста, низкой инвестиц. активностью, растущей безработицей и закреплением ее сырьевой ориентации в мировой экономике;

Причины мирового лидерства США:

1) после кризиса в странах Юго-Восточной Азии вырос спрос на доллары, и поток капиталов из развивающихся стран стал значительно превышать поток капиталов, направляемый в них;

2) снижение ставки рефинансирования ФРС;

3) увеличение военных расходов на создание НПРО для оживления производства в стране;

4) война в Ираке повышает цены на нефть, что, в связи с ростом акцизов на энергоносители в США, дополнительно пополнит доходы их бюджета;

5) новые военные базы США для контроля над будущими нестабильными регионами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал