Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансформация роли государства в условиях глобализации.






 

Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям существования. Решающее значение здесь приобретают силы, способные контролировать стихийные процессы и вносить в них элементы упорядоченности и целенаправленности.

Интеграционные процессы в экономике, глобализация фин. рынка ведет к «стиранию» гос. границ, к ослаблению гос. суверенитета в фин. сфере. По оценкам Р. Аллена, менее 30 % рынка ц/б семерки наиболее развитых стран контролируются государством или подчинены гос. интересам. Мировой фин. рынок перемещает свыше 3 трлн. долл. в месяц из страны в страну. Из них 2 трлн. долл. - деньги, неконтролируемые государством или др. гос. институтами. Частный капитал имеет больше ресурсов, чем центральные банки даже таких стран, как США. Не нац. правительства, заключает Р. Аллен, а частный капитал определяет ситуацию на мировом фин. рынке.

Несмотря на возросшее могущество и относительную независимость от государства крупнейших субъектов рынка - олигопольных структур, последние не в состоянии регулировать стихийные процессы мирового рынка, приобретающие все более непредсказуемый характер, и вынуждены опираться на институт государства. Роль государства в выработке и проведении мирового рынка на международном уровне усиливается. Это находит выражение в активизации попыток совместного регулирования мирового фин. рынка странами «семерки». Речь идет о стремлении выработать общие правовые нормы, в рамках которых можно было бы контролировать функционирование фин. структур.

 


Институтами такого регулирования и контроля являются:

1) Базельский комитет по банковскому регулированию и надзору, установивший «правило Кука» - минимально допустимый уровень соотношения между размерами собств. капитала коммерческих банков и их активами, а также разработавший меры по усилению контроля над ликвидностью банков;

2) Международная организация комиссии по контролю над операциями с ц/б, определяющая правила поведения субъектов рынка, необходимый уровень транспарентности их счетов, унификация систем расчетов.

Имеет место активизация действий правительств и центральных банков, направленная на координацию валютно-кредитной и общеэк. политики в условиях фин. кризиса. Центральные банки выступают в качестве кредиторов в последней инстанции, пытаясь обеспечивать ликвидность фин. системы путем поддержки частных банков и др. кредитных институтов. Важным рычагом проведения согласованной политики на мировом фин. рынке являются международные фин. организации - МВФ и Мировой банк.

В тоже время события последних лет показывают, что существующих инструментов регулирования мирового фин. рынка явно недостаточно. Отсюда - лихорадочные поиски новых идей и концепций.

Наиболее продвинутым здесь оказался ЕС, в рамках которого не только создалась единая валютная система, но и заложены основы гармонизации фин. и эк. политики государств - членов Союза. Маастрихтский договор предусматривает критерии конвергенции - предельные ставки банковского %, допустимые величины гос. долга, дефицита госбюджета, темпов инфляции, что существенно ограничивает суверенитет членов ЕС в эк. сфере. Заключенный по настоянию ФРГ Пакт стабильности включает санкции, применяемые к государствам, нарушившим критерии конвергенции. Все права на проведение кредитно-денежной политики Союза переданы Центральному европейскому банку, который действует под контролем Комиссии ЕС. Таким образом, создаются структуры управления нового регионального объединения, берущие на себя ряд функций правительств входящих в него стран. По существу закладываются основы будущего федеративного государства. Развитие процессов глобализации подталкивает государства ко все большей координации их политики в области правового регулирования информационного пространства, экологии, борьбы с терроризмом, наркобизнесом и преступностью. Такая координация, не ослабляя внешнеполитическую роль современного государства, требует усиления той стороны института гос. власти, которая связана с международным сотрудничеством и развитием. Не менее важные изменения происходят в функциях государства внутри страны. В условиях глобализации общество испытывает возрастающие перегрузки, вызываемые ослаблением или разрывом традиционных эк. и соц. связей, соц. расслоением, межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Отсюда - усиление исторической роли государства как гаранта соц. стабильности, призванного обеспечивать необходимую помощь наиболее нуждающимся категориям населения и защищать общество от волны насилия, преступности и террора, приобретающего глобальные масштабы.

Осн. задача государства в условиях глобализации - создание оптимальных условий для инновационного развития своей страны, т.е.:

1) повышение научно-технического потенциала;

2) повышение интеллектуального и профессионального уровня рабочей силы;

3) стимулирование создания инновационной инфраструктуры (технологических парков, венчурных фондов и рисковых фирм, бизнес-инкубаторов), которая необходима для расширения кооперационных связей между фин. институтами, фирмами, научными учреждениями;

4) система подготовки и переподготовки кадров.

 

Участие государства в инновационном прогрессе приобрело такие масштабы, что в США появился спец. термин «полугос. экономика», отражающий тесные связи между частными фирмами и органами власти на федеральном уровне на местах. Развитие высокотехнологического «солнечного пояса» (Южная Калифорния, Техас, Флорида) в значительной мере идет благодаря прямой и косвенной помощи государства, его субсидиям и фин. гарантиям.

Формирование нац. конкурентных преимуществ зависит не только от ТНК и внешних инвестиций, но и от политики государства как на нац., так и региональном уровнях. В частности, отмечается активная роль местных органов власти земли Баден-Вюртемберг в ФРГ, провинции Эмилия-Ромеанья в Италии, которые обеспечивают необходимую правовую фин. поддержку малому и среднему бизнесу, созданию институциональной основы (сетевых структур, кооперативных объединений, информационных и исследовательских центров, венчурных фондов) для инновационного развития своих регионов, их успеха на мировом рынке. Промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей соц. политики, направленной на развитие главного ресурса экономики - человека. Отсюда - значительное увеличение во всех эк. передовых странах затрат на образование, здравоохранение, соц. обеспечение. Общее увеличение роли государства в экономике находит выражение в динамике доли государства в ВВП. Если до Второй Мировой войны в развитых странах она составляла в среднем 20 %, то к середине 90-х гг. – 47 %.

Отличительная особенность оптимальной стратегии государства в условиях глобализации - оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества, что позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции нац. общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутр. связи общества, чем выше степень его эк. и соц. консолидации и чем полнее реализуются его внутр. ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка. 8. Эк. стратегии государства в условиях глобализации.

 

Стратегии развития США после «холодной войны»:

1. неоизоляционизм (Э. Нордингер, П. Бьюкенэн, Т. Карпентер):

- ограничение внешнеполитических и военных обязательств США нужным минимумом;

- не втягивать страну в войны в чужих землях;

- резкое сокращение размера помощи другим странам, всего внешнеполитического аппарата США и военных расходов за исключением НАТО.

2. «избирательное вовлечение» (У. Мейнс, Р. Стил, Дж. Чейс, школа реализма), согласно которой гос. цели США:

- защита США от нападений с применением орудия массового ликвидирования;

- предотвращение возникновения враждебных стран-гегемонов в Евразии;

- сохранение свободного доступа к источникам энергии;

- поддержание стабильности мировой торгово-эк. и ден. системы;

- обеспечение сохранности союзников США;

- поддержание стратегического равновесия между ведущими странами Евразии с целью предотвращения конфликта между ними.

Теория «избирательного вовлечения» предполагает сохранение военного присутствия США в стратегически важных для них регионах мира (Западная Европа, Восточная Азия, Персидский залив), активное противодействие распространению ОМУ, профилактику и урегулирование региональных конфликтов, в которые могут быть втянуты крупные страны, обеспечение особой роли США в интернациональных денежных и торговых организациях.

3. «согласованная безопасность» (либеральная школа) – согласованное противостояние стран таким явлениям как:

- геноцид;

- этнические чистки;

- остальные формы массовых нарушений прав человека;

экологические преступления;

- терроризм.

«Согласованная безопасность» подразумевает сохранение превосходства США и их сегодняшнего военного потенциала как главной составляющей коллективных интернациональных сил, способных сразу вести активные интервенционистские деяния в разных регионах мира.

4. «гегемония США» (школа реализма) - хорошей основой безопасного мира является не многополярность, а однополярность, не баланс сил, а их явный дисбаланс в пользу страны-гегемона.

Превосходство США заключается в том, что они являются единственным государством, имеющим нужную военную, дипломатическую, политическую и военную мощь, чтобы быть решающим участником любого конфликта в любом регионе по своему выбору. Право и обязанность США - употреблять всю свою мощь для того, чтоб «вести за собой однополярный мир, без стеснения устанавливая правила этого миропорядка и обеспечивая их соблюдение».

В конце XX в. в мире установилось информационное и фин. господство США, в которые стекается огромный поток богатств со всего мира и которые имеют высочайший уровень потребления, почти на порядок превышающий среднемировой. США решают все за всех, невыполнение грозит наказанием вплоть до отказа в кредитах и бомбардировок. На этом фоне идет процесс глобализации мировой экономики, имеющий целью ее подчинение диктату фин. олигархии США и опирающийся на манипуляцию общественным сознанием.

«Глобализация сопровождается пропагандой так называемых либеральных ценностей или неолиберальной идеологии с лозунгами о преимуществах свободы. Но в действительности свобода сводится к освобождению рыночных отношений от любого контроля, в т.ч. гос., общественного или пограничного. Если несколько стран и кучка олигархов на глобализации богатеют, то для подавляющего большинства стран мира и их населения это оборачивается бедностью, нищетой, болезнями, сокращением продолжительности жизни и другими невзгодами».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал