Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мирным» разрешением кризиса для США станет трансформация корпоративной стратегии в соц. эффективную стратегию.
Осн. проблема глобализации - растущая пропасть между развитыми и развивающимися странами, защита окружающей среды. Построение однополярного мира вызвало не только рост взаимозависимости развития нац. экономик, но и усиление хаотичности в принятии решений международных эк. организаций, ведущей к разрушению стратегической стабильности. Задача ее восстановления значительно упрощается при переходе к многополярному миру, в котором крупным государствам отводится принципиально новая роль — разработка и реализация соц. эффективных стратегий, нацеленных на цивилизованное развитие глобализации. Вариант
Страны ОПЕК, добившись контроля над ценообразованием, значительно увеличили мировые цены на нефть, что резко изменило платежные балансы всех стран мира, что повлекло за собой эк. кризис 1974 — 1975 гг., при котором высокие темпы инфляции сопровождались спадом производства и большой безработицей. Антикризисные меры, проводимые на основе кейнсианства, смешанного с монетаризмом, не могли преодолеть причины кризиса, кроющиеся в деятельности неподконтрольных государствам ТНК. Выход из кризиса обеспечил еврорынок: 1) страны-экспортеры капиталов выступили в роли посредников, обеспечив перекачку нефтяных капиталов из стран-экспортеров нефти развивающимся странам-импортерам нефти, в результате чего резко возросла задолженность последних; 2) переход к многовалютному стандарту с демонетизацией золота и рыночным определением плавающих валютных курсов, базой для которого были СПЗ, привязанные к курсу доллара США, вследствие чего развитие пошло в направлении долларового стандарта; 3) для недопущения кризисов перепроизводства ТНК выбрали концепцию функционального суверенитета, предполагающую либерализацию мировой экономики с передачей части эк. функций государств МО; 4) для недопущения импорта инфляции через обесценивающиеся доллары США страны ЕС в 1979 г. ввели европейскую валютную систему (ЕВС), организованную по принципу европейской валютной змеи. Ее базой стала европейская валютная единица (ЭКЮ), частично обеспеченная золотом. Принципы функционирования ЕС с передачей некоторых прав государств наднациональным органам усиливали позиции лидера — ФРГ за счет других стран ЕС; 5) 1979 – 1980 гг. – второй нефтяной шок; ЕС усилил свою конкурентоспособность по отношению к США за счет большего количества нефтедолларов, направляемых в ЕС. Для улучшения своего платежного баланса США взвинтили % за кредиты. %-ой гонке последовали страны ЕС – увеличение доли неторговых платежей в международных расчетах, что определило большее влияние еврорынка на курсы валют по сравнению с торговыми балансами. Посредством передвижения «горячих денег» еврорынок стал способным вызвать валютный кризис в любой стране. Т.к. в международных расчетах всегда преобладают доллары США, то валютный кризис всегда используется в их пользу; 6) политика высоких % помогла привлечь нефтедоллары для инвестирования в экономики развитых стран. Разногласия стран, входящих в ОПЕК, помешали им выработать единую ценовую стратегию. Падение доходов повлекло их отказ от инвестиц. проектов. Диспропорциональность экономики, выразившаяся в отставании с/х и в росте соц. неравенства, заставила страны ОПЕК обратиться за займами на мировой рынок ссудных капиталов; 7) 1980 — 1982 гг. – кризис стратегии гос. регулирования экономики, основанного на запуске умеренной инфляции. Выбор был сделан в пользу монетаризма, который рассматривает мир как «единую мастерскую» с гибкими товарными ценами и валютными курсами, обеспечивающими эк. равновесие. Вмешательство государства в экономику признается в области денежно-кредитной политики и институциональных преобразований. Поскольку прирост ден. массы в обращении зависит от прироста золотовалютных резервов государства и, прежде всего, от перспектив получения им займов на еврорынке, то практическая реализация рекомендаций монетаризма означает усиление власти ТНК в экономике всех государств для построения однополярного мира; 8) США первыми из стран приняли меры к дерегулированию нац. фин. рынка, чтобы сделать его конкурентоспособным с еврорынком. К евродолларам стали относить всю массу долларов, используемых для депозитно-ссудных операций во всех странах, включая США. Для повышения своей конкурентоспособности европейские фин. центры устремились к либерализации своих фин. рынков, что обеспечило к началу 90-х гг. их фин. интеграцию с еврорынком. Гигантский импорт капитала для финансирования бюджетного дефицита США, спекуляция недвижимостью, рост задолженности стран Латинской Америки, частных лиц по кредитным карточкам и промышленного сектора развитых стран привели к тому, что ножницы между реальной экономикой и раздутыми финансами раскрылись до уровня, положившего начало депрессии 90-х гг; 9) для противостояния гегемонии США страны Западной Европы решили создать эк. и валютный союз (ЕВС) с единой общеевропейской валютой «евро». Чтобы вызвать доверие к евро, Маахстрихтское соглашение предусматривает проведение странами, претендующими на членство в ЕВС, дефляционной политики; 10) повышение %-ых ставок еврорынка, «съедающее» поступления от экспорта, вызвало в 80-х гг. кризис неплатежеспособности развивающихся стран и смену в них курса индустриализации на открытость экономики для иностр. инвесторов. Вывоз капитала регулируется МВФ и Всемирным банком, жесткость условий которых тем выше, чем больше задолженность страны. Т.к. доллары служат залогом для многочисленного выпуска денег в других странах, то для удовлетворения растущего на них спроса платежный баланс США имеет дефицит, являющийся источником мировой инфляции. Происходит усиление главенствующей роли США в организации мировой экономики, сопровождаемое повсеместно ростом соц. расслоения; 11) для противостояния ТНК развивающиеся страны объединяются в региональные валютные группировки, что еще больше усиливает зависимость от развитых стран; 12) в 80-х гг. СССР продолжил эксперименты с нормативным распределением прибыли и институциональными преобразованиями экономики. Тенденция увеличения разрыва между темпами роста ЗП и ПТ, ведущая к росту спекуляций и очередей, дополнилась тенденцией роста товарооборота с развитыми странами с ухудшением сальдо торговых взаиморасчетов с ними. Страна все более превращалась в сырьевой придаток мировой экономики, зависящий от мировых цен на нефть, импорта оборудования и продовольствия. В условиях ухудшения конъюнктуры на мировом рынке нефти, отсутствия в стране Центра разработки соц. эффективной стратегии, власть обратилась за помощью в МВФ. Началась трансформация централизованного управления отечеств. инвестициями в пользу привлечения иностр. инвестиций, что нанесло последний удар по стратегическому преимуществу СССР в конкурентной борьбе с США и привело к развалу супердержавы. Условия предоставления помощи государствам СНГ, образовавшимся на месте СССР, определяемые МВФ и Всемирным банком, способствовали трансформации их стратегий в долговые, поставившие под угрозу безопасность этих государств; 13) альтернатива для стран-членов СЭВ - выход на соц. эффективную стратегию развития, допускающую все формы собственности, эффективно работающие на устойчивый рост реальной платежеспособности нац. валюты. Однако все реформы, проводимые в них под флагом демократизации партийной номенклатурой, усиливали стихийную организацию, а с ней и бюрократизацию экономики. Росли темпы инфляции и внешняя задолженность стран. В конце концов, произошло накопление критических условий для развала СЭВ и перехода его стран к фин. стабилизации. Т.к. власть, раскрутившая высокие темпы инфляции, потеряла кредит доверия у граждан, то переход к фин. стабилизации был осуществлен с помощью МВФ, потребовавшего проведения жесткой денежно-кредитной политики с замораживанием ЗП и открытием экономики для иностр. инвесторов; 14) выросший к 90-м гг. гос. долг более не дает государствам возможностей для маневра эк. ресурсами. Отсрочку кризиса мировой экономики дал эк. кризис в Восточной Европе и СССР. Политика дефляции в развитых странах сопровождается низкими темпами эк. роста, снижением инвестиц. активности и ростом безработицы. Состояние платежного баланса США продолжает ухудшаться. Все более обостряется проблема безработицы для стран ЕС. Общепринятая оценка выхода Японии из эк. спада в долгосрочной перспективе — пессимистическая. Власти развивающихся стран смирились с быстрорастущей зависимостью нац. экономик от краткосрочного капитала, ведущей к периодическим региональным кризисам, усиливающим влияние США в регионах; 15) высокие темпы эк. роста Китая, который сопровождается усилением диспропорциональности экономики, высокими темпами инфляции и растущей внешней задолженностью, ведущей к его зависимости от ТНК; 16) дефолт в России 1998 г. объясняется реализацией ею долговой стратегии и ухудшением платежного баланса по текущим операциям; растет диспропорциональность экономики и зависимость ее от движения иностр. инвестиций при ухудшении конъюнктуры на мировых рынках нефти. Благодаря высоким мировым ценам на нефть России удалось быстро вернуться в фазу фин. стабилизации, сопровождаемую низкими темпами эк. роста, низкой инвестиц. активностью, растущей безработицей и закреплением ее сырьевой ориентации в мировой экономике; Причины мирового лидерства США: 1) после кризиса в странах Юго-Восточной Азии вырос спрос на доллары, и поток капиталов из развивающихся стран стал значительно превышать поток капиталов, направляемый в них; 2) снижение ставки рефинансирования ФРС; 3) увеличение военных расходов на создание НПРО для оживления производства в стране; 4) война в Ираке повышает цены на нефть, что, в связи с ростом акцизов на энергоносители в США, дополнительно пополнит доходы их бюджета; 5) новые военные базы США для контроля над будущими нестабильными регионами.
|