Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арабский мир и глобализация.






Эк. модернизация в развивающихся странах, таких как страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, замкнута на такой важнейший вопрос как диверсификация отраслевой структуры хозяйства. Это значит, что не существует альтернативы повышению вклада в создание ВВП отраслей, не связанных с добычей сырья. Сегодня только перерабатывающие сектора промышленности и отрасли сферы услуг могут обеспечивать заметное увеличение добавленной стоимости, хотя сырьевой сектор и остается базовым.

Важный аспект эк. реформы в арабских странах Залива – проблема соотношения гос. и негос. сегментов экономики. Государство или частный сектор можно рассматривать в настоящее время в качестве движущей силы диверсификации? Очевидно, что государство в лице гос. капитала, хотя на последующих этапах частный сектор должен превратиться в мощную эк. силу, способную, прежде всего, осуществлять капиталовложения.

Экономические реформы сопровождаются либерализацией. В странах Залива либерализация экономики выступает способом расширения сферы функционирования частного капитала, а также создания условий для привлечения иностр. инвестиций, которые могут способствовать увязке проблемы капиталовложений с достаточно широким притоком современных производственных технологий и способов организации производства. Естественно, что в процессе либерализации происходит расширение сферы деятельности частного капитала, однако стратегия эк. развития в ССАГПЗ формируется и определяется государством. Оно сохраняет за собой основные рычаги фин. и административного влияния на хоз. систему.

Возможно, что в странах ССАГПЗ складывается корпоративная модель экономики, очертания которой присутствуют в хозяйстве многих НИС Азии, ибо проведение рыночной реформы через вертикально интегрированные институты, несомненно, позволяет эффективно координировать эк. процессы.

В русле отмеченных тенденций примером осуществления отмеченной стратегии развития выступает входящий в ОАЭ эмират Дубай. В ССАГПЗ Дубай осуществляет расширение частного сектора опережающими темпами. В условиях отсутствия в Дубае значительных энергетических ресурсов его лидеры одними из первых в ССАГПЗ взяли курс на превращение Дубая в международный центр фин. и коммерческих услуг. Государство же и остается при этом движущей силой развития Дубая, несмотря на стремление руководства эмирата ослабить зависимость достаточно давно функционирующих предприятий частного сектора от гос. помощи.

Стратегия создания СЭЗ оказалась тем направлением, которое принесло развитию эмирата Дубай ощутимые успехи. В этих зонах допускается полное владение капиталом предприятий иностр. учредителями и акционерами при освобождении от налогов. Данная политика привлекла в свободные зоны ряд филиалов и представительств иностранных компаний, в частности, таких крупных как «Halliberton». Однако для управления этими зонами правительство Дубая учредило спец. органы, занятые выполнением целевых программ развития СЭЗ. С целью регулирования режима каждой из этих зон было утверждено особое законодательство. Крупнейшими проектами, осуществляемыми в Дубае в свободных зонах, стали проекты в сфере строительства и использования объектов недвижимости, транспорта и некоторые другие, находящиеся под покровительством государства. Это подтверждает, что целенаправленное строительство инфраструктуры экономики является одним из реальных способов создания основ для функционирования ненефтяного сектора хозяйства. В Дубае это делается, в первую очередь, в сфере услуг, что отвечает тенденциям глобальной экономики.

Дубай консолидировал большую часть таких нац. и международных проектов в рамках двух холдинговых структур, которые широко известны в США и других странах как инвесторы с большими денежными ресурсами: «Dubai World» и «Dubai Holding». Они сосредоточили контроль над более чем 130 различными компаниями и сегодня эти холдинги продолжают управлять крупнейшими проектами развития и финансировать их. Например, такие, находящиеся на слуху проекты, как «Дубайлэнд», название которого говорит само за себя, развитие рукотворного острова «Джумейра Пальм», а также развитие компании «World Emaar». Последний проект выступает в качестве акционерного предприятия с публичной подпиской на акции и управляет достройкой и коммерческим использованием инфраструктуры небоскреба «Бурж Дубай», который по высоте пока является самым высоким в мире.

В принципе, такую стратегию некоторые эксперты рассматривают как замену нефтяной ренты на ренту, приносимую сферой услуг. Однако в ОАЭ имеются и примеры эк. стратегии, в центре которой находится обрабатывающая промышленность. Один из этих примеров – эмират Шарджа, обладающий третьими по величине, но относительно весьма небольшими запасами нефти после Абу Даби и Дубая. Шарджа имеет 3 % запасов нефти ОАЭ, а Дубай – 4 %. Стратегия диверсификации экономики Шарджи осуществляется еще с 1980-х гг., когда ее власти признали ставку на нефть в перспективе нежизнеспособной. В 2009 г. правитель Шарджи объявил о новом крупнейшем плане развития индустриальной базы эмирата. Правительство Шарджи предпринимает усилия для более широкого вовлечения в эк. проекты малого и среднего бизнеса, для чего используются 2 крупных СЭЗ, внутри которых образуются узкоспециализированные эк. зоны. Это «город стали», «нефтехимическая зона», «морской город», «нефтегазовая зона», «зона деревообработки», «мир строительства» и «мир парфюмерии». В дальнейшем Шарджа стремится занять место центра обрабатывающей промышленности ОАЭ, дополняя Дубай в некоторых сферах развития недвижимости и коммерческих услуг. Уже сейчас в Шардже функционирует 19 промышленных районов, которые обеспечивают более 40 % всего промышленного производства ОАЭ (исключая нефтедобывающую промышленность) и 4 % общего ВВП ОАЭ.

Сочетание стратегии гос. участия, повышения открытости экономики и диверсификации отраслей мы видим и в крупнейшей стране Совета сотрудничества – Саудовской Аравии. Оценка такой стратегии арабской прессой уже акцентирует внимание на том, что из-за последствий глобального фин. кризиса мировая общественность обратила внимание на политику ряда развивающихся стран, в том числе СА, в области фин. и денежно-кредитного регулирования хозяйства. Экономическая политика СА уже много лет демонстрирует осторожный и взвешенный подход к управлению хоз. процессами, основанный на поддержке промышленного сектора, помощи развитию частного сектора и минимизации колебаний мировой конъюнктуры. Для этого королевство использует рычаги фин. и денежно-кредитного регулирования, осуществляет гос. инвестиции. Либерализация хозяйства СА не носит хаотичного характера, но происходит достаточно быстро, т.к. король Абдалла является сторонником перемен.

По оценке МО, таких как ЮНКТАД, МВФ эк. реформы в СА заслуживают положительной оценки, т.к. СА в 2008 г. было признана седьмой страной в мире по темпам реформы, и вошла в группу 25 государств, в которых созданы наиболее удобные условия для ведения бизнеса. Сюда относится регистрация компаний, получение кредитов и т.п. Растет число объектов, открытых для приватизации и иностранных инвесторов. В СА в 2000-х гг. отмечалось увеличение не связанного с нефтяной сферой частного сектора, а еще более положительным индикатором выступил рост экспорта из королевства продукции обрабатывающей промышленности, исключая нефтепродукты, достигавший 20 % в год. При этом увеличивалось валовое накопление.

В рамках нового пятилетнего плана в КСА осуществляется строительство 5 новых эк. городов, в которых будут созданы разные отрасли промышленности, что должно обеспечить как расширение внутр. рынка за счет межотраслевых поставок, так и увеличение экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Не менее важной целью этого масштабного проекта, управляемого гос. холдингом «Sagia», является создание новых рабочих мест для быстрорастущего населения страны, которое должно возрасти к 2025 г. до 34, 8 млн. чел. с нынешних 27, 7 млн.

По мнению ряда СМИ из арабских стран, мировой фин. кризис открывает глаза ярых сторонников глобализации экономики на основе ее либерализации на другую реальность, примером которой выступает особая эк. политика Саудовской Аравии и других стран ССАГПЗ. Фокус этой политики трактуется как необходимость перестать быть государствами на основе нефтяной ренты, снижая при этом зависимость от Запада и диверсифицируя хозяйство, поскольку неолиберализм и экономика свободного рынка ведут к нестабильности. Тем более что последний фин. кризис ставит под сомнение предлагаемую США модель глобализации экономики.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал