Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТНК и современная антитрестовская политика.
ТНК - форма международного объединения капиталов, когда головная компания имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности. Характерная черта ТНК - сочетание централизованного руководства с опр. степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств). Рычаги контроля материнской компании над дочерними филиалами: 1) преобладающая доля в уставном капитале (более 10 % акций или их эквивалента); 2) обладание необходимыми ресурсами (технологическими, сырьевыми и др.); 3) назначение персонала на ключевые посты; 4) информация (маркетинговая, научно-техническая и т.д.); 5) особые договоренности, например, об обеспечении рынков сбыта; 6) неформальные механизмы. Критерии отнесения корпораций к транснациональным: 1) количество стран, в которых действует компания, составляет от 2 до 6 стран; 2) опр. мин. число стран, в которых размещены производственные мощности компании; 3) опр. размер, которого достигла компания; 4) минимум доли иностр. операций в доходах или продажах фирмы (25 %); 5) владение не менее чем 25 % «голосующих» акций в трех или более странах; 6) многонац. состав персонала компаний, состав ее высшего руководства. Открытость нац. экономик, которая постепенно становится «законом природы», интенсификация процессов глобализации экономики привносит много нового в функционирование механизмов собственности, и особенно — механизмов рыночной конкуренции. Исследования показывают, что практически все современные рыночные системы проходят опр. стадии эволюции и трансформации. Система эк. рыночной конкуренции ныне переживает опр. новую эволюцию и трансформацию. Изменяются формы и методы конкуренции, переход от внутриотраслевой, предметной и межфирменной ее формы к функциональной межотраслевой форме, а со временем и к межрегиональной и международной конкуренции, активизирует формирование единого эк. поля, обусловливает формирование мирового глобального рынка и глобальных форм и масштабов экономической конкуренции. Эти процессы непосредственно влияют на усиление конкурентоспособности товаров и фирм-продуцентов не только на нац., но и на международном (глобальном) рынках. При этом в современной мировой экономике выразительно формируется тенденция к усилению роли неценовой конкуренции как наиболее перспективного метода глобальной эк. конкуренции. В свою очередь идут активные процессы трансформации параметров конкурентоспособного товара в направлении его экологичности, энергоемкости, эстетичности, повышения репутации на мировом рынке. Мировая практика, опыт наиболее развитых стран доказали объективную необходимость гос. вмешательства в процессы конкуренции, борьбы с практикой недобросовестной конкуренции. Объективное развитие производительных сил в конце XIX — в начале ХХ в., становление развитой конкурентной предпринимательской эк. системы требовали создания адекватной производственной системы и базы в виде машинного производства в организационной форме крупных предприятий, способных использовать новую, высокопроизводительную технику. Технологическая и организационная трансформация от фабрики к крупному машинному производству, концентрация и централизация капитала, рабочей силы и производства повлекли глубокую трансформацию эк. системы. Суть ее в том, что в конце XIX в. на смену свободной конкуренции пришла монополия, которая противостояла рынку. Трансформация эк. системы свободной конкуренции в систему монопольных объединений обусловила революционные качественные преобразования в хоз. системе и дала ей силы и простор для развития до мировых масштабов. С появлением монополий возникла система монопольного регулирования, которая охватила все составляющие системы воспроизводства и, прежде всего, производство. Монопольные объединения трансформировали производственную систему на принципах концентрации производства и капитала, межотраслевой интеграции производства. В современных условиях воспроизводство и природа капитала как самовозрастающей стоимости в большой степени реализуется во внерыночных отношениях. В связи с этим государство все активнее выступает в роли организатора и регулятора конкурентных рыночных отношений. Гос. поддержка здоровой рыночной конкуренции своими корнями уходит к концу XIX в., когда зародилось антимонопольное законодательство США (1891 г.) (которое в Великобритании было принято в 1948 г., во Франции — 1963 г., в Италии — 1964 г.). В 50 — 80-х годах ХХ в. антимонопольное законодательство было принято во всех западных странах, включая ФРГ, где в 50-х годах приняли спец. закон против ограничения конкуренции, который по сравнению с США считается «либерально-европейским» законом. С переходом от командно-административных к рыночным эк. системам новым независимым странам с переходными экономиками придется уделить много внимания формированию действенного антимонопольного законодательства и системы ограничения монополизма. В Украине в 1992 г. принят Закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», создан Антимонопольный комитет. Трансформация системы защиты конкуренции и антимонопольного законодательства в развитых странах в современных условиях идет в направлении усиления стимулирования частнопредпринимательской деятельности и устранения препятствий повышению уровня эк. интеграции в масштабах нац. и международных эк. систем. Для современной модернизации хоз. систем стали характерными дальнейшее усиление роли ценовых факторов, усиление соц. направленности рыночных эк. систем. В условиях углубления общественного распределения труда, развития процессов специализации, кооперирования и интеграции экономика страны не может нормально функционировать, если государство руководит ею административными методами. Поэтому ныне на повестке дня стоит «экономизация» гос. регулирования рыночной экономики, которая означает усиление регулирующих функций государства без применения внеэк. принуждения.
|