Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Генезис финансовой системы Древнерусского государства (ix–XII ВВ. ).Стр 1 из 8Следующая ⇒
1.1. Государственный строй Древней Руси.
Значительный исторический период между VI и IX столетиями – это период перехода от первобытной общины к феодальным отношениям, время создания экономических, социально-политических, духовно-нравственных предпосылок создания Древнерусского государства. Монах Киево-Печерского монастыря летописец Нестор в «Повести временных лет» (конец XI – начало ХII в.) оставил одно из первых описаний начальных фаз развития Руси. Формирование Киевской Руси он изображает как образование в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшего название одного из племен «рос» или «рус». В VIII–IX вв. произошло объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен с центром в Киеве. Нестор пишет о том, что враждовавшие между собой племена ильменских словен, кривичей и чудь для наведения порядка пригласили варяжского князя (конунга). Князь Рюрик (862–879) прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья соответственно в Белоозере и Изборске. Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой – торговый путь «из варяг в греки», зачинателями объединения оказались два важнейших восточно-славянских центра – Новгород и Киев, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882–912). В 882 г. находившийся после смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекун князь Олег осуществляет поход на Киев, объединяет Новгородскую и Киевскую земли, переносит столицу государства в Киев. Важнейшая черта создававшегося государства – завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912–945) и Ольги (945–957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. Становление государства продолжалось при князе Святославе Игоревиче (964–972) – талантливом полководце и видном государственном деятеле. Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, построил город Тмутаракань на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. При Владимире Святославовиче (980–1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», то есть царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат. Князь Владимир переносит центр тяжести своей деятельности с внешней политики на упрочение государственной власти. Европейские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир после военных походов никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле и Стугне также говорило о том, что он намерен защищать государство от набегов кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ. Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 г. князем Владимиром христианства. Крещение Руси не следует расценивать как чисто религиозный акт. Владимир осуществил государственную реформу, выразив объективные потребности общественного развития. Он стремился создать государство, ни в чем не уступающее развитым феодальным монархиям Европы. Единая религия должна была служить целям объединения древнерусского общества. Русских князей устраивала византийская традиция главенства светского правителя над церковным владыкой. Новая религия укрепляла государственную власть, авторитет князя. Принятие христианства способствовало смягчению нравов, оно утверждало идею равенства людей перед Богом. Приглашенные из Византии мастера возводили каменные здания и храмы, расписывали их, украшали мозаикой. Появилась письменность, распространялись знания, было введено летописание. Укреплялись связи с христианскими странами. Если раньше восточные славяне были в глазах Запада «варварами», «скифами», то теперь они становились единоверцами. Наивысшего могущества Киевская Русь достигла при Ярославе Владимировиче Мудром (1019–1054). Он обезопасил страну от набегов печенегов, укрепил ее позиции в Прибалтике. Киев стал одним из крупнейших городов Европы, соперничая с самим Царьградом (Константинополем). Рос международный авторитет Руси. Европейские королевские дворы стремились породниться с семьей великого князя. Он сам был женат на шведской принцессе Ингигерд, а дочери были замужем за венгерским, норвежским и французским королями. Составление «Русской Правды» – первого свода законов Древней Руси – также связывают с именем Ярослава Мудрого. «Русская Правда» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения, защищая собственность, жизнь и имущество. Владимиру Мономаху (1113–1125) и его сыну Мстиславу (1125–1132) какое-то время удавалось удерживать единство русских земель. После смерти последнего Русь распалась на отдельные княжества-государства. Наступил период феодальной раздробленности, который в истории называют еще «удельным периодом». Киевскую Русь историки рассматривают как раннефеодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стол» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: пpeстол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику. В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства. Великий князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Верховным органом власти в русских землях X–ХП вв. было народное собрание – вече, являвшееся высшей формой самоуправления. В древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: «Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте... Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить «ряд» (договор) с народным собранием – «вече». Состав веча был демократичным. С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни». Поэтому политический строй того времени можно назвать вечевой демократией. Народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей «посадить на стол», обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Города управлялись княжескими посадниками. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. На них выбирались и руководители народного ополчения – тысяцкие, сотники, десятники. Места сбора дани, торговли, религиозных праздников называли погостами. Они были центрами нескольких общин. Общинами руководили старосты, избираемые на деревенских сходках. Все владения общины делились на общественные и личные. Древняя Русь была частью Европы, развивалась в том же темпе и в том же направлении. Отличала страну внутренняя сплоченность, всенародное единство. К XI в. имя «Русь» приобрело этногосударственное значение. В пределах единого древнерусского государства завершилось формирование древнерусской народности.
|