Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Торговые связи с Византией.
Торговля Руси и Византии имела государственный характер. На рынках Константинополя реализовывалась значительная часть дани, которую собирали киевские князья. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к военным столкновениям. В результате этих столкновений был заключен не один мирный договор. Именно эти договоры устанавливали порядок торговых отношений Руси с Византией. Во времена раннего Средневековья русские товары обладали высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, неудивительно, что «конкурирующие фирмы» всячески препятствовали их продвижению. Периодически нападая на Константинополь, древнерусские князья преследовали, в том числе, и цель – силой оружия открыть русским товарам дорогу на византийские рынки. Не случайно в знаменитом договоре Руси и Византии 911 г., текст которого содержится в «Повести временных лет», речь идет о вещах сугубо экономических. Фактически князю Олегу удалось добиться режима наибольшего экономического благоприятствования для русских купцов, посещавших Константинополь. В Х в. наиболее тесные торговые контакты Древнерусское государство поддерживало с Византией, на рынках которой можно было приобрести дорогие шелковые ткани, украшения, вина, фрукты, оливковое масло, пряности и сбыть традиционные для Руси товары (пушнину, воск, мед). Ежегодно вооруженные купеческие экспедиции отправлялись в столицу империи. Об особенностях торговли русских купцов в Константинополе свидетельствует договор, заключенный после победоносного похода князя Олега 907 г., с византийскими императорами (их было тогда два – Лев и Александр). В ходе переговоров князь получил дань и добился значительных льгот для приезжающих в Царьград русских послов и купцов. Византийцы обязались в течение шести месяцев ежегодно выдавать русским гостям довольствие («месячину») разными продуктами – хлебом, вином, мясом, рыбой, овощами, а на обратную дорогу снабжать якорями, парусами, прочими снастями и продовольствием. Им дозволялось без ограничений посещать и общественные бани. В договоре было определено, чтобы торговые люди, прибывавшие в Византию из Руси, не «творили пакости», не занимались вместо торговли грабежом и насилием. В целях предосторожности приезжавшим купцам-русичам разрешалось жить только в предместье столицы у монастыря св. Мамонта (Мамы). По мнению В. О. Ключевского, византийцы «побаивались Руси, даже приходившей с законным видом». Такие опасения не были случайны. По своему юридическому положению гости, то есть купцы, в Древней Руси могли не только заниматься торговлей, но и выполнять посольские и даже военные функции. Походы киевских князей на Византию, в которых купечество принимало непосредственное участие, в значительной мере определялись возможностью пограбить богатую страну или взять с нее большой откуп. Облик купца-воина долгое время характеризовал деятельность крупного торговца на Руси. Только русские купцы пользовались после 907 г. привилегией беспошлинно торговать в Константинополе, «не платяче мыта ни в чем же». Самый же, пожалуй, важный пункт договора был изложен в конце и как бы мимоходом: «И да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта ни в чем». Заключение договора завершилось клятвой, причем византийцы целовали крест, а Олег и мужи его клялись оружием и языческими богами. Уходя из Византии, Олег, согласно легенде, повесил на вратах Константинополя свой щит: то был распространенный знак примирения. Четыре года спустя, в 911 г., в Константинополь прибыло направленное князем Олегом для переговоров посольство. В результате был подписан новый договор, значительно расширивший взаимные обязательства. Послы князя Олега и византийские дипломаты регламентировали в его статьях практически все конфликтные ситуации, случавшиеся нередко в отношениях между двумя государствами. Убийство русича или византийца каралось смертью на месте преступления. За удар, нанесенный мечом либо сосудом, виновный платил огромный штраф в пять фунтов серебра. Уличенный в воровстве должен был возместить украденное имущество, в ряде случаев даже в тройном размере. Если же сильный ветер выбрасывал разбитые ладьи на берег, византийцы и русские брали на себя обязательство сохранить уцелевшие товары и вещи от разграбления, а затем помочь жертвам кораблекрушения добраться до конечной цели их путешествия. Таким образом, обе стороны отказывались от применения принципа берегового права. Купцы из Руси ездили и в другой крупный торговый центр Византии –Фессалонику (современное название – Салоники). Ежегодно в Фессалонике осенью, в день святого Димитрия, проходила оживленная ярмарка. Сюда съезжались торговцы из разных стран Европы, Азии и Африки. Вот как описывал ярмарку фессалоникийский митрополит Евстафий, живший в XII в.: «Ярмарка выглядела так: палатки купцов, выстроенные одна против другой, тянулись ровными рядами; отстоя далеко друг от друга, эти ряды создавали в середине широкий проход для густых толп народа, снующих по ярмарке... Заполняло прилавки – все на свете, что создается руками ткачей и прях, все решительно товары из Беотии и Пелопоннеса, все, что торговые корабли везут к эллинам из Италии. Немалую долю вносят также Финикия, Египет, Испания и Геракловы столпы, славящиеся лучшими в мире коврами. Все это купцы привозят прямо в древнюю Македонию и Фессалонику, а города Евксинского Понта сначала посылают свои товары в Византию и лишь затем обогащают ими ярмарку: множество вьючных лошадей и мулов везут из Византии их дары...». Евстафий упоминал и традиционные товары русских купцов: вяленую рыбу, красную и черную икру, воск, мех белого зайца. Сравнительно недалеко от Фессалоники находился знаменитый Афон. Здесь, на Святой Горе, наряду с греческими, армянским, грузинским, болгарским, сербским с XI–XII вв. существовали и два русских монастыря – Ксилургу (Древодела) и св. Пантелеймона, их издавна посещали паломники. Покончив с торговыми делами на ярмарке в Фессалонике, заезжали сюда поклониться православным святыням Афона и русские купцы. Фессалоника была одним из важнейших торговых городов Византии. На ее рынках реализовывалась огромная часть товаров. Иногда древнерусские купцы доплывали даже до берегов Северной Африки. По свидетельству еврейского купца и путешественника Вениамина Тудельского (XII в.), торговцы из Руси наведывались в крупнейший порт Египта – Александрию. К этому времени одно из семи чудес света – гигантский маяк на острове Форос – был уже полуразрушен, и все же его башня продолжала служить «путеводным знаком для мореходов, ибо прибывающие в Александрию изо всех стран на кораблях могут видеть означенную башню за 100 миль, днем и ночью, благодаря горящему на ней большому факелу». Указывал он путь в Александрийскую гавань и древнерусским купцам, с удивлением разглядывавшим, подойдя поближе к берегу, эту диковинку. Политические и военные конфликты, набеги кочевников, конечно, мешали регулярным поездкам купцов в Византию, однако не могли их надолго прервать. Русско-византийские торговые контакты продолжались и после захвата в 1204 г. крестоносцами Константинополя, и после опустошительного монгольского нашествия на Русь.
|