Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Торговые связи с Византией.






Торговля Руси и Византии имела государственный характер. На рынках Константинополя реализовывалась значительная часть дани, которую собирали киевские князья. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к военным столкновениям. В результате этих столкновений был заключен не один мирный договор. Именно эти договоры устанавливали порядок торговых отношений Руси с Византией.

Во времена раннего Средне­вековья русские товары облада­ли высокой конкурентоспособ­ностью на мировом рынке, не­удивительно, что «конкурирую­щие фирмы» всячески препят­ствовали их продвижению. Пе­риодически нападая на Кон­стантинополь, древнерусские князья преследовали, в том числе, и цель – силой ору­жия открыть русским товарам дорогу на византийские рынки. Не случайно в знаменитом до­говоре Руси и Византии 911 г., текст которого содержит­ся в «Повести временных лет», речь идет о вещах сугубо эко­номических. Фактически князю Олегу удалось добиться ре­жима наибольшего экономичес­кого благоприятствования для русских купцов, посещавших Константинополь.

В Х в. наиболее тесные торговые контакты Древнерусское государство поддерживало с Византией, на рынках которой можно было приобрести дорогие шелковые ткани, украшения, вина, фрукты, олив­ковое масло, пряности и сбыть тра­диционные для Руси товары (пушни­ну, воск, мед). Ежегодно вооруженные купеческие экспедиции отправлялись в столицу империи.

Об особенностях торговли русских купцов в Константи­нополе свидетельствует договор, заключен­ный после победоносного похода князя Олега 907 г., с византийскими императорами (их бы­ло тогда два – Лев и Александр). В ходе переговоров князь получил дань и добился значитель­ных льгот для приезжающих в Царьград русских послов и купцов.

Ви­зантийцы обязались в течение шести месяцев ежегодно выда­вать русским гостям довольствие («месячину») разными про­дуктами – хлебом, вином, мясом, рыбой, овощами, а на обратную дорогу снабжать якорями, парусами, прочими снастями и продовольствием. Им дозволялось без ограничений посе­щать и общественные бани. В договоре было определено, чтобы торговые люди, прибывавшие в Визан­тию из Руси, не «творили пакости», не занимались вместо торговли грабежом и насилием.

В целях предосто­рожности приезжавшим купцам-русичам разрешалось жить только в предместье столицы у монастыря св. Мамонта (Мамы). По мнению В. О. Ключевского, византийцы «побаивались Руси, даже приходившей с законным видом». Такие опасения не были случайны. По своему юридическому положению гости, то есть купцы, в Древней Руси могли не только заниматься торговлей, но и выполнять посольские и даже военные функции. По­ходы киевских князей на Византию, в которых купечество принимало непосредственное участие, в значительной мере определялись возможностью пограбить богатую страну или взять с нее большой откуп. Облик купца-воина долгое время характеризовал деятельность крупного торговца на Руси.

Только русские купцы пользовались по­сле 907 г. привилегией беспошлинно торговать в Константи­нополе, «не платяче мыта ни в чем же». Самый же, пожалуй, важный пункт договора был изложен в конце и как бы мимоходом: «И да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта ни в чем». Заключение договора завершилось клятвой, причем визан­тийцы целовали крест, а Олег и мужи его клялись оружием и языческими богами. Уходя из Византии, Олег, согласно легенде, повесил на вратах Константинополя свой щит: то был распространенный знак примирения.

Четыре года спустя, в 911 г., в Константинополь прибыло направленное князем Олегом для переговоров посольство. В результате был подписан новый договор, значительно расширивший взаимные обязательства. Послы князя Олега и византийские дипломаты регламентировали в его статьях практически все конфликт­ные ситуации, случавшиеся нередко в отношениях между двумя государствами. Убийство русича или византийца ка­ралось смертью на месте преступления. За удар, нанесен­ный мечом либо сосудом, виновный платил огромный штраф в пять фунтов серебра. Уличенный в воровстве дол­жен был возместить украденное имущество, в ряде случаев даже в тройном размере.

Если же сильный ветер выбрасы­вал разбитые ладьи на берег, византийцы и русские брали на себя обязательство сохранить уцелевшие товары и вещи от разграбления, а затем помочь жертвам кораблекрушения добраться до конечной цели их путешествия. Таким обра­зом, обе стороны отказывались от применения принципа берегового права.

Купцы из Руси ездили и в другой крупный торговый центр Византии –Фессалонику (современное название – Салоники). Ежегодно в Фессалонике осенью, в день святого Димитрия, проходила оживленная ярмарка. Сюда съезжались торговцы из разных стран Европы, Азии и Африки. Вот как описывал ярмарку фессалоникийский митрополит Евстафий, живший в XII в.: «Ярмарка выглядела так: палатки купцов, выстроенные одна против другой, тянулись ровными рядами; отстоя далеко друг от друга, эти ряды создавали в середине широкий проход для густых толп народа, снующих по ярмарке... Заполняло при­лавки – все на свете, что создается руками ткачей и прях, все решительно товары из Беотии и Пелопоннеса, все, что торговые корабли везут к эллинам из Италии. Немалую до­лю вносят также Финикия, Египет, Испания и Геракловы столпы, славящиеся лучшими в мире коврами. Все это купцы привозят прямо в древнюю Македонию и Фессалонику, а го­рода Евксинского Понта сначала посылают свои товары в Ви­зантию и лишь затем обогащают ими ярмарку: множество вьючных лошадей и мулов везут из Византии их дары...». Евстафий упоминал и традиционные товары русских купцов: вяленую рыбу, красную и черную икру, воск, мех белого зайца.

Сравнительно недалеко от Фессалоники находился знаменитый Афон. Здесь, на Святой Го­ре, наряду с греческими, армянским, грузинским, болгар­ским, сербским с XI–XII вв. существовали и два русских мона­стыря – Ксилургу (Древодела) и св. Пантелеймона, их издав­на посещали паломники. Покончив с торговыми делами на ярмарке в Фессалонике, заезжали сюда поклониться православным святыням Афона и русские купцы. Фессалоника была одним из важнейших торговых городов Византии. На ее рынках реализовывалась огромная часть товаров.

Иногда древнерусские купцы доплывали даже до берегов Северной Африки. По свидетельству еврейского купца и пу­тешественника Вениамина Тудельского (XII в.), торговцы из Руси наведывались в крупнейший порт Египта – Александ­рию. К этому времени одно из семи чудес света – гигантский маяк на острове Форос – был уже полуразрушен, и все же его башня продолжала служить «путеводным знаком для морехо­дов, ибо прибывающие в Александрию изо всех стран на ко­раблях могут видеть означенную башню за 100 миль, днем и ночью, благодаря горящему на ней большому факелу».

Ука­зывал он путь в Александрийскую гавань и древнерусским купцам, с удивлением разглядывавшим, по­дойдя поближе к берегу, эту диковинку. Политические и военные конфликты, набеги кочевни­ков, конечно, мешали регулярным поездкам купцов в Визан­тию, однако не могли их надолго прервать. Русско-визан­тийские торговые контакты продолжались и после захвата в 1204 г. крестоносцами Константинополя, и после опусто­шительного монгольского нашествия на Русь.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал