Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоги - основа финансовой системы Древнерусского государства.






Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.
Основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань — термин древнерусского финансового права — представляла собой пря­мой налог (подать), собираемый с населения.

Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега. Он, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

В русской летописи «Повесть временных лет», созда­ние которой датируется вторым десятилетием XII в., перечислялись народы «иже дань дают Руси». Древнерусские летописные своды употребляют термин «дань» прежде всего в смысле военной контри­буции, которую подвластные славянские племена платили своим по­бедителям: на севере — варягам, на юге — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега.
Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар.
Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя
Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. Но, получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

В IX в. формируется система эксплуатации лично свободного населения военно-служилой знатью («дружиной») киевских князей путем взимания дани – «полюдье». Князья собирали дань, вместе с дружиной объезжая подвластные земли в течение всей зимы. Весной, в апреле месяце, когда проходил лед на Днепре, все добы­тое грузилось в ладьи и направлялось для продажи в Царьград. Размеры дани с племен вначале были произ­вольными. Киевский князь Игорь, убитый древлянами в 945 г., стал жертвой чрезмерных поборов. Его жена кня­гиня Ольга (945 – 969) регламентировала порядок сбора дани. Установлен был размер дани (уроки), назначены лица для ее сбора (даньщики) и указаны определенные места для княжеских опорных пунктов (погосты). Две части дани Ольга назначила Киеву (то есть на государствен­ные нужды), а третью – Вышгороду, своему городу. Так постепенно совершенствовалась внутренняя по­литическая жизнь Киевского княжества.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой
Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань теряла значение контрибуции и превращалась в подать, уплачи­ваемую населением государству. Средства казны расходовались на со­держание великокняжеского двора, органов управления, дружины, ве­дение войн. В Киевской Руси единицей обложения данью служили «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохо­зяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. Еще поляне платили хазарам «от дыма по мечу». При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина
«мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады,
«торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.
Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство.
Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в " Русской Правде" князя
Ярослава Мудрого.

Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну». Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.

В более поздние времена на Руси подымные налоги собирались в казну в селах, слободах и посадах. Слободами назывались различные поселения в русском государстве XI—XVII вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах — слобода ремесленников. В русских княжествах X—XVI вв. посадом называлось торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города. Иногда посады делились на слободы и сотни. Впоследствии в Российской империи посадами являлись не­большие поселки городского типа.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал