Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Феодальное землевладение.
Экономической основой Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была предметом купли-продажи, а выступала как вотчина – общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина («отчина») передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было «держать отчину». Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины. На Руси, как и в других государствах раннесредневековой Европы, складывается феодальное общество. Это, прежде всего, аграрное общество. Для него характерно: сочетание крупной земельной собственности с подчиненными ей мелкими крестьянскими хозяйствами; корпоративная организация господствующего класса и непосредственных производителей; господство религии в культуре, мировоззрении, идеологии. Формирование феодальных отношений в Древней Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиция частной собственности античности обусловила быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее. В Х в. возникает домениальное (вотчинное) землевладение киевских князей. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки слушателей знати – бояр и христианской церкви. В XII – первой половине XIII вв. вотчинное землевладение растет. Большинство производителей продолжают быть поземельно зависимыми только от государственной власти, представленной князьями и их дружинниками, и эксплуатируются путем взимания дани податей. Впоследствии город становится важным элементом феодального общества, как центр ремесленного производства и торговли, княжеской власти. Города были показателем степени общественного разделения труда и передовым явлением в жизни феодального общества. В городах князья и бояре имели свои хоромы, а вблизи их основывали особые села, куда приглашали ремесленников, давали им особые льготы – свободы, слободы. Поэтому и сами села назывались слободами. В городах и слободах высокого уровня достигло мастерство кузнецов, оружейников, ювелиров, стекловаров, каменщиков и кожевников, изделия которых высоко ценились как на Руси, так и за ее пределами. Русское ремесло по своему уровню не уступало ремеслу передовых стран Западной Европы.
|