Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя торговля.






В XI–XII вв. получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов. В ней использовались и натуральный обмен (по схеме «товар на товар»), и товарно-денежные операции (по принципу «товар – деньги – товар»), в том числе кредитные сделки и предоп­лата за товары. С XI в. наиболее качественные изделия древнерус­ских ремесленников (металлические дверные замки) стали поставляться на внешние рынки – в нижнедунайские провинции Византии, Венгрию, Германию, Польшу, Чехию и даже в Англию.

Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь Руси сосредоточивалась в городах. Преобладающее большинство их жителей были ремесленниками разных специальностей. Городские рынки (торги) были одновременно главными площадями, на которых бурлила жизнь. Древнерусские города являлись и культурными центрами. В них действовали школы и мастерские по написанию книг, существовали библиотеки, писались иконы, изготовлялись произведения прикладного искусства.

Экономика Древнерусского государства носила натуральный характер. Каждое отдельное хозяйство, крестьянское или феодальное, стремилось обеспечить себя за счет внутренних ресурсов. Однако в городах в XI в. уже существовало производство на местный рынок. Каждый город был к тому же центром торговли всей близлежащей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных городов и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих трудов, купить что-либо необходимое в хозяйстве.

Постепенно на Руси формировались местные рынки (город и близлежащая сельская округа), областные (в границах княжеств) и межобластные рынки. Сбыт продукции сельских ремесленников ограничивался небольшим районом, радиусом – не более 10–15 км, городских мастеров – радиусом 50–100 км. Но некоторые каче­ственные ремесленные изделия, изготовленные в Киеве, при по­средничестве купцов-профессионалов и мелких торговцев-коробейников распространялись на огромные, по тем временам, рас­стояния до тысячи и более километров, проникая далеко за пределы Руси. В XII– XIII вв., после перехода к этапу раздроб­ленности, образовались четыре крупнейших межобластных рынка:

1) Северо-Западная Русь (Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Смоленск);

2) Северо-Восточная Русь (Ростов, Суздаль, Владимир, Рязань, Тверь);

3) Южная Русь (Киев, Чер­нигов, Переяславль);

4) Юго-Западная Русь (Владимир-Волынский, Галич, Перемышль).

Между разными землями Руси происходил экономический обмен, который способствовал обеспечению продуктами потребления, сырьем и ремесленными изделиями тех районов, где они не производились. Функциони­рование местных рынков было обусловлено различными географичес­кими условиями, начавшейся специализацией районов, огромной протяженностью территории Руси.

Главным фактором развития внутренней торговли в Древнерусском государстве, как и в других странах, стало различие природ­ных ресурсов страны. На Руси существовало коренное отличие между Севером и Югом – лесной и степной зонами. Различия меж­ду южными провинциями (производителями зерна) и северными провинциями (потребителями хлеба) проходят через всю историю России. Исто­рию отношений между Новгородом и Киевом невозможно правильно понять, не принимая во внимание зависимость северного города от поставок южного зерна. Торговля железом и солью была также результатом разли­чий в экономической географии Руси.

Региональные рынки отличались по источникам поступления и ценам на товары. Важнейшими статьями межобла­стной торговли являлись хлеб и соль, цены на них значительно колебались, особенно во время неурожаев и торговых блокад в период княжеских междоусобиц. Если Северо-Восточная, Южная и Юго-Западная Русь обеспечивали свои потребности в зерне за счет внутренних ресурсов, то в Новгород хлеб ввозился (особенно в неурожайные годы) из других древнерусских земель, либо даже из Германии, поэтому и стоил он там дороже. Северо-Восточная Русь лишь в редкие голодные времена получала зерно из соседней Волжской Булгарии.

Потребности Южной Руси всоли удовлетворялись за счет ее ввоза из Крыма и Прикарпатья, а в Северо-Западную Русь она поступала из источников в Старой Руссе и у побережья Белого моря, либо из балтийских стран (Гер­мании и др.). Через новгородский рынок в ос­тальные районы Руси попадали самые ценные сорта северной пуш­нины, моржовый клык, речной жемчуг.

Внутренняя торговля была более тесно, чем внешняя, связана с сельским хозяйством и ремеслом, стимулируя их развитие. Тон на городских торгах задавали крупные торговцы, закупавшие оптовые партии зерна, соли, других товаров и сбывавшие затем их в розни­цу на выгоднейших условиях. Когда же ощущался острый дефицит тех или иных продуктов, рыночные цены определялись не только спросом и предложением, но и степенью алчности оптовиков-перекупщиков.

Рост внутриторгового обмена способствовал укрепле­нию связей между различными районами Северной и Южной Ру­си. Для богатых купцов уже в домонгольскую эпоху ростовщиче­ство превратилось в еще один важный источник получения прибы­ли. Интересы купечества продолжали учитываться князьями при формировании внешнеполитических требований и в период фео­дальной раздробленности.

Другим фактором развития внутренней торговли – скорее соци­альным, чем географическим – являлось различие между городами и сельскими районами. Здесь перед нами случай зависимости го­рожан от снабжения их сельскохозяйственной продукцией крестьянами и потребности крестьян в орудиях труда и других товарах, производимых городскими ремесленниками.

Социальную важность внутренней торговли на Руси наилучшим образом можно определить, оценивая роль рыночной пло­щади в жизни города и окружающих его сельских районов. Ры­ночная площадь обычно представляла собой обширную террито­рию, окруженную лавками и складами. Палатки и лотки заполня­ли часть площади между ними. Весы, проверенные представителя­ми городских властей, за небольшую плату предоставляли как продавцам, так и покупателям. Раз в неделю, обычно по пятни­цам, крестьяне привозили свою продукцию на продажу, и рыноч­ная площадь превращалась в ярмарку.

На рынках главных рус­ских городов покупались и продавались самые разнообразные товары. В источниках того периода упоминаются следующие товары: оружие, изделия из металла, металлы, соль, одежда, шап­ки, меха, полотно, гончарные изделия, лес, древесина, пшеница, рожь, просо, мука, хлеб, мед, воск, благовония, лошади, коровы, овцы, мясо, гуси, утки и дичь. В небольших городах, по всей ви­димости, торговали только местные купцы, тогда как в крупных городах купцы действовали в национальном масштабе. Существу­ет много свидетельств в источниках о присутствии иногородних купцов почти в каждом крупном русском городе. Новгородские купцы проявляли особую активность в открытии своих представи­тельств по всей Руси.

По многим большим и малым городам Руси шумели торги. По широким степным шляхам, по тенистым лесным дорогам, в зимнюю стужу – по ледяной глади замерзших рек к крепостным воротам русских городов тянулись купеческие караваны. В Новгород, вокруг которого было мало плодородных земель, шли возы с зерном; из Волыни по всем русским городам везли соль. С севера на юг шла рыба всех видов. Из Киева, Новгорода и других больших городов купцы развозили по весям и градам изделия искусных ремесленников. В окрестные страны русские «гости» везли воск, скору (пушнину), льняное полотно, разные поделки из серебра, знаменитые русские кольчуги, кожи, пряслица, замки, бронзовые зеркальца, изделия из кости. Нередко купцы гнали на продажу и челядь – захваченных дружинами во время военных походов пленников, которые высоко ценились на невольничьих рынках.

Большие мыта (пошлины) собирали с этой разнообразной торговли киевские и местные князья. В торговых делах участвовали и представители княжеских домов: они либо поверяли свои товары купцам, либо имели своих торговых представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света.

Таким образом, исторически внутренние торговые связи между городами и регионами Руси предшествовали развитию внешней торговли или развивались в районах, впрямую не связанных с внешней торговлей. Так, относительно Днепров­ского речного пути, торговля между Киевом и Смоленском происходила еще до установления регулярных торговых отношений меж­ду Новгородом, Киевом и Константинополем.

Значительную часть жителей городов составляло купечество – от богатых купцов, ведущих иноземную торговлю, так называемых «гостей», до мелких торговцев-разносчиков. В городах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, свои общие денежные фонды, из которых оказывалась помощь купцам, попавшим в беду.

В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах Руси находились дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши и скандинавских стран. Большую общину составляли купцы и ростовщики евреи и армяне, в руках которых был значительный торговый и ростовщический капитал. Еврейское купечество, пользуясь своими постоянными контактами с единоверцами в других странах, связывало русские торговые центры не только с ближними, но и с отдаленными частями Европы, включая Англию и Испанию. Армянские купцы осуществляли торговые связи Руси со странами Кавказа и Передней Азии. Немало в русских городах было и торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока – Персии, Хорезма. Русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя и Кракова, Регенсбурга и Будапешта, в Скандинавии, Прибалтике и в немецких землях.

На Русь же отовсюду иноземные купцы везли свои товары – из Византии дорогие ткани, оружие, церковную утварь, драгоценные камни, золотые и серебряные вещи и украшения. Из стран Кавказа, Персии поступали благовония и пряности, бисер, который так ценили русские женщины, и вино, из Фландрии — тонкие сукна. Из прирейнских городов, венгерских, чешских, польских земель шли металлические вещи, оружие, вина, кони.

Для периода экономического развития Древней Руси наиболее характерным явлением был процесс сбора дани (полюдье) и её сбыт посредством внешней торговли (гостьбы). Она традиционно считалась историками главной опорой экономики того времени. Однако нельзя пренебрегать и значимой ролью внутренней торговли в период Древнерусского государства. Торговля возникала местах сбора дани (погостах). Эти местные рынки вели к образованию более крупных, связанных, в свою очередь, с внешней торговлей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал