Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая система Древней Руси. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Образование финансовой системы Древней Руси связано с развитием экономики и становлением начал общерусского рынка. Расширяя свои владения, киевские князья устанавливали на подвластных им территориях государственный порядок. Его поддержание возлагалось на княжескую администрацию, главной целью которой был сбор налогов. Еще до Владимира I киевские князья вводили «уставы и оброки, дани и погосты», т.е. учреждали сельские судебно-административные округа и устанавливали податные оклады. Как основной источник доходов княжеской казны дань по своей сущности являлась прямым налогом. Кроме того, взимались судебные, торговые и другие пошлины, например: «торговая» – за право устраивать рынки, «гостиная» – за право иметь склады, «мыт» – за провоз товаров через заставы, «перевоз» – за перевоз через реку, «вес и мера» – за взвешивание и измерение товаров, «вира» – за убийство, «продажа» – за прочие преступления. Финансовая система Древнерусского государства основывалась на своде законов «Русская правда». Уже в IX–XII вв. на Руси закладывались основы гражданского права. В отличие от стран Западной Европы Русь не знала римского права. Даже Крещение Руси и привнесение канонических норм из Византии не изменили положения. Имущественные отношения регулировались нормами обычного права, принимавшиеся нормативно-правовые акты во многом развивали традиции, устанавливали судебную практику князей, а порой закрепляли совершенно новый порядок. Поэтому, стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав Мудрый (около 978–1054) в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую правду». В основе его лежали старые традиции, устный «Закон русский», который упоминается еще в договорах Руси с Византией. Таким образом, правовым кодексом Древнерусского государства стала «Русская правда». В первой половине XI в. в княжение Ярослава Мудрого составляются два законодательных кодекса – Древнейшая Правда (или «Правда Ярослава») и «Правда Ярославичей», в совокупности давшие так называемую краткую редакцию «Русской правды». Этот кодекс законов стал действовать во всех русских землях. Особую роль в древнерусском праве играли торговые сделки. Нормы обычного права детально регламентировали процесс совершения сделки. Обилие символов, сложность процедуры позволяли одновременно выявить волю сторон и обеспечить доказательства самого факта совершения сделки. Первоначально сделка имела исключительно устную форму. Обязательным условием признания сделки действительной считалось наличие свидетелей и совершение определенных действий: битье по рукам, передача символа, например, необходимо было привязать ключ к поясу. Правовое регулирование договора купли-продажи первоначально осуществлялось нормами обычного права, а затем и «Русской правды». Развитие торговли к XII в. привело к упрощению обрядности. Статья 37 «Пространной правды» требует лишь наличия двух свидетелей или мытника (сборщика торговых пошлин), чтобы доказать факт купли-продажи имущества. Устав о холопах Владимира Мономаха дает возможность узнать, какова была форма заключения договора купли-продажи холопа. Устав говорит, прежде всего, о продаже в холопы свободного человека. Договор заключается в присутствии самого объекта продажи – это первое условие. Вторым условием законности сделки являлось наличие двух свидетелей. Третье условие было связано с передачей ногаты (мелкой денежной единицы). Развитие торговли ведет к появлению особого вида договора, заключаемого между купцами, – договора комиссии. «Пространная правда» говорит о купце, который идет с «чюжими кунами» либо имеет на руках «чюж» товар. Здесь налицо посредническая сделка, при которой доверенное лицо заключает от своего имени, но за счет доверителя торговые сделки. Договором, более всего привлекавшим древнего законодателя, являлся договор займа. Закон предполагал, что объектом договора могут быть любые заменимые вещи, а не только деньги (куны), что вполне естественно при господстве натурального хозяйства. Закреплялись различные формы заключения договора займа в зависимости от его условий. Займ до трех гривен мог осуществляться без свидетелей. В случае спора истец присягал в доказательство своей правоты. Займ свыше трех гривен совершался в присутствии свидетелей. Особое положение купцов позволяло им кредитовать друг друга без соблюдения общеобязательных формальностей, что давало возможность «искать» долг и без свидетелей, используя в качестве доказательства личную присягу. Такой порядок сложился из-за специфики торговой деятельности, необходимости сохранения купеческой тайны, сугубо доверительных отношений внутри достаточно узких купеческих корпораций. Проценты по договору займа не являлись обязательным условием данного договора. Даже в период расцвета ростовщичества при князе Святополке Изяславиче в «Пространной правде» (ст. 50) говорится о процентах в условном наклонении: «Аже кто даеть куны в рез...». Процитированная статья подчеркивает волю сторон при определении размеров процентов. По закону при даче взаймы под проценты необходимо присутствие послухов. Проценты взимались при краткосрочном займе помесячно. Если долг не отдавали в течение года, то уплачивались так называемые третные резы. Закон не говорит о периодичности выплаты этих процентов. Вероятно, они взимались раз в год, хотя некоторые авторы считают, что раз в четыре месяца. Взимание процентов осуществлялось впредь до выплаты долга, что на практике вело к кабальной зависимости. Восстание 1113 г. вызвало законодательное ограничение взимания процентов. Возможность брать третные резы ограничивалась либо трехкратным взиманием процентов без права получения суммы долга, либо двукратным взиманием процентов с правом получения долга (Устав о резах в «Пространной правде»). В ст. 53 оговаривалось, что годовые проценты в размере 10 кун на гривну (по счету «Пространной правды» 1 гривна = 50 кун), то есть 20 процентов в год, допускались при долгосрочных займах. В случае невыплаты долга должник мог быть по ст. 47 привлечен к уголовной ответственности, с обязанностью уплатить долг кредитору, то есть при отсутствии у него имущества ему угрожала продажа в холопы. Банкротский устав Владимира Мономаха определил порядок взыскания долгов с обанкротившихся купцов. Впервые в истории русского законодательства вводится понятие «несчастное банкротство». Такой банкрот освобождается от обязанности немедленной уплаты всех долгов. Несчастным считается банкротство, наступившее вследствие действия непреодолимой силы. Умышленное (точнее – виновное) банкротство давало кредиторам право самостоятельно решать судьбу своего должника. При злостном банкротстве долг взыскивался в обязательном порядке, а удовлетворение требований кредиторов осуществлялось в предусмотренной законом последовательности. В первую очередь удовлетворялся иноземный купец, по незнанию доверивший товар банкроту, во вторую – князь, в третью очередь – остальные кредиторы, причем те, кто уже получил достаточно много процентов, могли быть лишены права участвовать в разделе. Капитал служит предметом особенного внимания в «Русской правде», а личность человека, рассматривается как орудие капитала. Можно сказать, что капитал – это самая привилегированная особа в «Русской правде». Под капиталом понимаются важнейшие юридические отношения, которые формулируют закон. По «Русской правде» наказания за деяния, направленные против собственности, более суровые, чем за нарушения личной безопасности. Капитал служит и средством возмездия за те или другие преступления и гражданские правонарушения: на нем основана самая система наказаний и взысканий. Само лицо рассматривается в «Русской правде» не столько как член общества, сколько как владетель или производитель капитала: лицо, его не имеющее и производить не могущее, теряет права свободного или полноправного человека. Капитал чрезвычайно дорог: при краткосрочном займе размер месячного роста не ограничивался законом. Годовой процент определен одной статьей «Русской правды» «в треть», другой – на две трети, то есть в 50 %. Только Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала. Такой рост можно было брать только два года, и после того кредитор мог искать на должнике только капитала, то есть долг становился далее беспроцентным; кто брал такой рост на третий год, терял право искать и самого капитала. Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40 %. Из «Русской правды» можно почерпнуть и цены на те или иные виды товаров. Так, к примеру, лошадь стоила 60 кун, вол – 50 кун, корова – 40 кун, овца – 5 кун. Монеты на Руси начинают принимать не на счет, а на вес, о чем убедительно свидетельствуют находимые в кладах и при археологических раскопках весы и гирьки-разновесы. Появляется новая денежная единица, равная половине куны-резана в 1, 36 г. Денежная система Руси принимает следующий вид, зафиксированный краткой редакцией «Русской правды»: гривна (68, 22 г) = 22 ногатам (3, 41 г) = 25 кунам (2, 73 г) = 50 резанам (1, 36 г). Что касается самой мелкой единицы этой системы – веверицы (векши), то она предположительно равна 1/3 резаны, то есть в гривне содержится 150 вевериц. До середины X в. эта система денежно-весовых единиц существует как общерусская, а затем разделяется на две местные системы – северную и южную. В основе северной системы лежит гривна в 51, 19 г, составляющая ¼ позднейшего фунта. Гривна южной системы связана, скорее всего, с византийской монетой литрой. Cтруктура денежного счета, зафиксированная Пространной редакцией «Русской правды» (XIII в.), уже несколько иная. Из нее исчезает резана, место которой занимает куна, ставшая вдвое легче. Теперь 1 гривна (200 г серебра) = 20 (10 г) ногатам = 50 кунам (4 г) = 100 (2 г) веверицам. Гривна соответствовала 20 восточным дирхемам или 50 западноевропейским денариям. Необходимо подчеркнуть, что гривна постепенно вытеснила из денежного обращения на Руси вышеуказанные иностранные монеты. Центральное место в «Русской правде» занимали вопросы имущественных отношений: нормирование займа, правила наследования имущества, определение денежной ответственности за преступления. В данном законодательном акте содержатся понятия, отражающие экономические явления той поры: «долг» – кредитные отношения, «истье» – деньги данные взаймы, «рез» – денежный процент, «товар» – продукт, продаваемый на рынке, «гостьба» – внешняя торговля. Древнерусские законы наказывали за их нарушения экономически, а не физически. Так, к примеру, штраф за вырванный клок бороды равнялся 12 гривнам. На эти деньги можно было купить 6 коней или 12 волов, или 15 коров, или 120 овец (12 гривен = 6 коней = 12 волов = 15 коров = 120 овец). В начале XII в. по инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской правды». В нее вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений. Следует отметить, что общественной средой, которая выработала право, послужившее основанием «Русской правды» был большой торговый город. На первое место поставлены интересы и отношения торгово-промышленного мира. Так, изучая по «Русской правде» гражданский порядок, частные юридические отношения людей мы и здесь встречаемся с той же силой, которая так могущественно действовала на установление политического порядка. Там, в политической жизни, такою силой был торговый город со своим вечем; и здесь, в частном гражданском общежитии, является тот же город с тем, с чем он работал, – с торгово-промышленным капиталом. Выдающийся русский историк В. О. Ключевский называл «Русскую правду» «по преимуществу уложением о капитале», понимая под ним деятельную социальную силу, фактор хозяйствования. Именно она стояла на защите интересов зарождающегося торгового капитала, отражала быт русских торговых городов и основы финансовой системы государства.
|