Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие занятости населения и основные направления государственной политики в этой сфереСтр 1 из 8Следующая ⇒
Глава 1.Правовое регулирование занятости и трудоустройства 1.Понятие занятости населения и основные направления государственной политики в этой сфере 2. Правовой статус безработного 3. Правовое регулирование трудоустройства 4. Виды социальной поддержки лиц, ищущих работу
Понятие занятости населения и основные направления государственной политики в этой сфере Принцип полной занятости, господствовавший в нашей государственной политике в течение многих лет, опирался на закрепленное в Конституциях СССР 1936 и 1977 г.г. сочетание права на труд и всеобщей обязанности трудиться. Вступление в рыночные отношения сопровождалось появлением в нашей стране безработицы и вызвало необходимость правовых мер борьбы с ней. Вопросы занятости и трудоустройства регулируются законом " О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г[1].(ред.от 30.12.2012) – далее «Закон о занятости» и другими законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе и в субъектах Российской Федерации. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход) (ст.1.Закона). Анализ ст. 2 этого закона позволяет выделить следующие группы, к которым относятся занятые граждане: - работающие по трудовому договору - занятые иными видами оплачиваемого труда (индивидуальных предприниматели, лица, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства и др.). - проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; - проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, За пределами занятости как правовой категории находятся граждане, выполняющие полезные для общества функции, но не приносящие дохода. Это, например, женщины, занятые домашним хозяйством и уходом за детьми; лица, осуществляющие уход за больными членами семьи. Кроме того, в обществе всегда есть и незанятое население: несовершеннолетние граждане; неработающие пенсионеры и инвалиды; трудоспособные граждане, не занятые оплачиваемым трудом. Это могут быть граждане, как не желающие трудиться, так и ищущие работу. Государственная политика занятости с целью содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость направлена, в частности, на: - развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; - обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; - поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; - осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы -предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; - поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; - координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.(ст. 5 Закона о занятости).
|