Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус безработного. Порядок и условия признания граждан безработными
Порядок и условия признания граждан безработными Безработными признаются трудоспособные граждане РФ, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. . Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов и с этого дня им назначается пособие по безработице. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. . Безработными не могут быть признаны граждане: - не достигшие 16-летнего возраста; - которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет; - отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды; -не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; - осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; - представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. Подходящая и неподходящая работа Для решения вопроса о признании гражданина безработным принципиальное значение имеет понятие подходящей работы. Оно определено в ст.4 Закона о занятости. Она определяет два порядка определения подходящей работы в зависимости от продолжительности работы перед обращением в органы службы занятости и причины увольнения с работы. Первый,. более льготный порядок определяет подходящую работу как работу по той же профессии, специальности, квалификации, которую выполнял безработный по последнему месту работы. Он предусмотрен для работников, не имеющих длительного перерыва (более года) в работе перед обращением в органы службы занятости и уволенных с работы по основанием, не связанным с их виновным поведением. Для них подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Это первый. более льготный порядок определения подходящей работы с учётом профессии, специальности, квалификации по последнему месту работы. Он предусмотрен для работников, не имеющих длительного перерыва (более года) в работе и уволенных с работы по основанием, не связанным с их виновным поведением. . Для остальных категорий граждан подходящей считается любая (в том числе и без учёта профессии, специальности) оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы.Такая работа считается подходящей для граждан: - впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; - прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства - стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; - отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; - состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; - обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. . Подходящей не может считаться работа, если: - она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; - условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; - предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации. Для признания гражданина безработным причина его увольнения с предыдущего места работы значения не имеет. Безработным может быть признан и гражданин, расторгнувший трудовой договор по собственному желанию, и тот, кто уволен по инициативе работодателя, причем даже за нарушения трудовой дисциплины. Последнее может сказаться на выплате пособия по безработице. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством.. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Несколько иначе определяется начальный срок выплаты пособия по безработице у граждан, уволенных с работы в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников. Если они в течение двух недель после увольнения с работы обратятся в орган службы занятости и не будут им трудоустроены, за ними сохраняется средний заработок на весь период трудоустройства, но не более трёх месяцев (ст.178 Трудового кодекса РФ – далее ТК). Если в течение трех месяцев они не будут трудоустроены, пособие по безработице начнет выплачиваться с первого дня по истечении этого периода.(ст.35 Закона о занятости). Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными. Права граждан в области занятости Закон о занятости предусматривает в данной области права для всех граждан и дополнительные права для безработных. Для всех граждан предусмотрены следующие права: -право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. - право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг; - право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации. - информирование о положении на рынке труда; - право обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд. Эти права имеют все граждане независимо от наличия у них статуса безработного. Безработные граждане имеют право на: - бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости - бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. - бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; - участие в оплачиваемых общественных работах - социальную поддержку. Обязанности безработного: - соблюдать условия и порядок регистрации и перерегистрации в органах службы занятости; - информировать органы службы занятости о своих действиях по поиску работы и о том, что он стал занятым (в соответствии с перечнем видов занятости в ст.2 Закона о занятости): . - информировать органы службы занятости о назначении ему пенсии; - своевременно являться на переговоры с работодателем и органами службы занятости и некоторые другие. Отдельный перечень обязанностей безработного в Законе о занятости не определён, но он устанавливается на основе мер воздействие за их неисполнение, предусмотренных в его ст. 35.
|