Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование трудоустройства






Трудоустройство в широком смысле это любой процесс устройства на работу либо самостоятельно, либо: а) с помощью работодателя, обязанного в ряде случаев при увольнении, например, по сокращению штатов, предложить увольняемому другую работу: б) органов службы занятости; в) негосударственных организаций на возмездной основе. В узком смысле трудоустройство - это деятельность государственных органов и иных организаций по оказанию гражданам помощи в устройстве на работу.

В первом случае работодатель осуществляет трудоустройства работника самостоятельно путём заключения с ним трудового договора. В других случаях как государственные органы, так и негосударственные организации. выступают в качестве посредников при трудоустройстве.

Таким государственным органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в структуре Министерства труда и социальной защиты и ее территориальные органы.- департаменты, управления, центры занятости. Это государственные учреждения службы занятости, основной задачей которых является организация и оказание гражданам бесплатных государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. Их

обязанность – обеспечить реализацию прав граждан, в том числе и безра

ботных, предусмотренных законодательством...

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

- -информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

- разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

-содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными,, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

-содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

-осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, и, в свою очередь, по запросу этих органов представляют им необходимые сведения о лицах, ищущих работу и о безработных.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:

-проведения оплачиваемых общественных работ;

-временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

-ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.

Негосударственное оказание услуг в сфере занятости может осуществляться различными организациями (кадровые агентства, бюро: биржи труда) без лицензии, за исключением трудоустройства за границей.

Органы службы занятости по месту жительства безработного обязаны предложить ему подходящую работу, при её отсутствии зарегистрировать гражданина в качестве безработного, предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, а также назначить пособие по безработице. При наличии подходящей работы безработному выдаётся направление на работу в конкретную организацию, с которой им может быть заключён трудовой договор. Но безработный вправе, получив направление не вступать в переговоры с работодателем либо отказаться от предложенной работы. В тоже время согласно ст. 29 Закона о занятости работодатель имеет право принимать на работу лиц, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости. Таким образом, служба занятости выступает в качестве посредника, а направления, выданные ею, носят характер рекомендации.

Но для некоторых категорий граждан, которые в ст.5 Закона о занятости определены как «испытывающие трудности в поисках работы» предусмотрены дополнительные меры по их трудоустройству. Они осуществляются путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К числу этих граждан относятся: (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

. Среди предназначенных для них мер по трудоустройству особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Обязательное квотирование рабочих мест в настоящее время на федеральном уровне предусмотрено только для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Такой порядок квотирования утвержден федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для других категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы, квоты устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Работодатель обязан принять на работу безработного имеющего направление органа службы занятости в пределах квоты по этой категории граждан. Его решение об отказе в приёме на работу может быть обжаловано в суд.

Содействие работодателей в обеспечении занятости населения. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

-сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

-информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. (ст.25 Закона о занятости)

Права работодателей

Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.

. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда. Указанная информация также может быть получена в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети " Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг(ст.26 Закона о занятости).

Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения

. Профсоюзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. Они имеют право:

содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.

Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст.21 Закона о занятости)..

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал