Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О.В. Крыштановская. Политический рынок и капитал






 

 

Политический рынок и капитал

Политическое пространство, исследуемое с позиций отношений обмена власт-

ными ресурсами, может быть рассмотрено как рынок, на котором совершаются

торги и сделки. Это рынок, субъектами которого являются представители поли-

тического класса, обменивающие одни ресурсы на другие. Ресурсы в аккумули-

рованном и персонифицированном виде представляют собой политический ка-

питал. Соглашусь с П. Бурдье, который писал, что «в поле всякая компетент-

ность является не просто технической способностью, а капиталом» [Бурдье 1998],

[Поэтика и политика 1999, с. 136], [Бурдье 1994, с. 205], [Бурдье 1993]. Если ресурсы

власти являются атрибутом систем, то политический капитал присваивается

акторами и становится их личным или групповым свойством. Капитал имеет

способность накапливаться не только за счет интеграции ресурсов, но и за счет

сложения капиталов разного типа, а также благодаря куммулятивному эффекту,

возникающему в процессе закрепления неравенства между политическими иг-

роками. Подобно капиталу в марксистском смысле, политический капитал есть

самовоспроизводящаяся стоимость, которая включена в непрерывный процесс

кругооборота.

Исследуя власть как вид социальной коммуникации, мы не можем не обра-

тить внимание на то, что отношения между государством в лице его служащих

и народом существенно отличаются от отношений между самими представите-

лями политического класса. Политический рынок разделен на два сегмента:

назовем их инсайдерский и аутсайдерский. На рынке первого типа сделки про-

исходят между членами политического класса — т. е. между людьми, обладаю-

щими политическим капиталом. Эти люди являются инсайдерами, так как нахо-

дятся внутри государственной организации, а отношения между ними и образу-

ют поле власти. На рынке второго типа отношения развиваются между инсайде-

рами (т. е. теми, кто внутри политики) и аутсайдерами (теми, кто вне ее, т. е.

«народом» или «массой»). Аутсайдеры хотят от инсайдеров получения ресурсов,

которыми те распоряжаются. Взамен они готовы предложить имеющийся в их

распоряжении капитал, который чаще всего не имеет политической природы.

При этих сделках политический капитал инсайдеров обменивается на другие

виды капитала аутсайдеров. Инсайдерский политический рынок не только уже

аутсайдерского и он принципиально иной. Ведь именно здесь — внутри госу-

дарственной машины — производятся ресурсы власти, и именно это простран-

ство является источником их получения для всех тех, кто вне власти. Обмены же

на инсайдерском политическом рынке связаны с иерархическим устройством

государственных организаций, а также с его функциональной дифференциаци-

ей. Инсайдеры могут испытывать дефицит отдельных ресурсов по причине того,

что в их юрисдикцию не входит контроль за ними. Или же инсайдер, стремясь

увеличить свой политический капитал, нуждается в помощи вышестоящего иерар-

ха, который способен удовлетворить желание своего подчиненного в обмен,

предположим, за его преданность.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал