Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О.В. Крыштановская. Политический рынок и капитал
Политический рынок и капитал Политическое пространство, исследуемое с позиций отношений обмена власт- ными ресурсами, может быть рассмотрено как рынок, на котором совершаются торги и сделки. Это рынок, субъектами которого являются представители поли- тического класса, обменивающие одни ресурсы на другие. Ресурсы в аккумули- рованном и персонифицированном виде представляют собой политический ка- питал. Соглашусь с П. Бурдье, который писал, что «в поле всякая компетент- ность является не просто технической способностью, а капиталом» [Бурдье 1998], [Поэтика и политика 1999, с. 136], [Бурдье 1994, с. 205], [Бурдье 1993]. Если ресурсы власти являются атрибутом систем, то политический капитал присваивается акторами и становится их личным или групповым свойством. Капитал имеет способность накапливаться не только за счет интеграции ресурсов, но и за счет сложения капиталов разного типа, а также благодаря куммулятивному эффекту, возникающему в процессе закрепления неравенства между политическими иг- роками. Подобно капиталу в марксистском смысле, политический капитал есть самовоспроизводящаяся стоимость, которая включена в непрерывный процесс кругооборота. Исследуя власть как вид социальной коммуникации, мы не можем не обра- тить внимание на то, что отношения между государством в лице его служащих и народом существенно отличаются от отношений между самими представите- лями политического класса. Политический рынок разделен на два сегмента: назовем их инсайдерский и аутсайдерский. На рынке первого типа сделки про- исходят между членами политического класса — т. е. между людьми, обладаю- щими политическим капиталом. Эти люди являются инсайдерами, так как нахо- дятся внутри государственной организации, а отношения между ними и образу- ют поле власти. На рынке второго типа отношения развиваются между инсайде- рами (т. е. теми, кто внутри политики) и аутсайдерами (теми, кто вне ее, т. е. «народом» или «массой»). Аутсайдеры хотят от инсайдеров получения ресурсов, которыми те распоряжаются. Взамен они готовы предложить имеющийся в их распоряжении капитал, который чаще всего не имеет политической природы. При этих сделках политический капитал инсайдеров обменивается на другие виды капитала аутсайдеров. Инсайдерский политический рынок не только уже аутсайдерского и он принципиально иной. Ведь именно здесь — внутри госу- дарственной машины — производятся ресурсы власти, и именно это простран- ство является источником их получения для всех тех, кто вне власти. Обмены же на инсайдерском политическом рынке связаны с иерархическим устройством государственных организаций, а также с его функциональной дифференциаци- ей. Инсайдеры могут испытывать дефицит отдельных ресурсов по причине того, что в их юрисдикцию не входит контроль за ними. Или же инсайдер, стремясь увеличить свой политический капитал, нуждается в помощи вышестоящего иерар- ха, который способен удовлетворить желание своего подчиненного в обмен, предположим, за его преданность.
|